«Грамотных много, умных нет»

Руководитель Рязанской Федерации киокусинкай сихан Сергей Борисович Петрыгин рассказал о роли восточных боевых искусств в патриотическом воспитании молодежи, взаимосвязи спортивной и прикладной составляющих единоборств, а также скрытой борьбе в руководстве спортивных организаций.

 — На этой неделе россияне праздновали день защитника отечества, не могли бы рассказать какое место сейчас занимают восточные боевые искусства в системе патриотического воспитания детей и молодежи?

— Последнее время все вдруг одномоментно вспомнили о патриотизме. Патриотизм нельзя воспитывать по приказу. Он закладывается с самого рождения и развивается в процессе взросления человека. Традиционные восточные, именно восточные боевые искусства, всегда в своей основе имели и имеют такие понятия как уважение, терпимость, скромность. То есть, это то, без чего невозможно воспитать достойного человека вообще. Поэтому, именно восточные, а не западные единоборства максимально приближают занимающегося к тем общечеловеческим нормам и правилам, которые сейчас так необходимы нашей Родине.

 

— Многие утверждают, что восточные боевые искусства, в силу специфики мало подходят на роль духовно-нравственной системы воспитания в российском обществе, которое традиционно является православным. Каково Ваше мнение?

— Честно говоря, я неоднократно слышал об этом. Но НИКОГДА и никто не смог мне сказать что такое «специфика» восточных боевых искусств. На мой взгляд, это не просто чушь, это своего рода психические отклонения. Никакого отношения восточные боевые искусства или спортивные единоборства к какой-либо религии не имели и не имеют. Говоря о боевых искусствах мы, прежде всего, подразумеваем способы защиты от тех или иных агрессивных действий со стороны. Если подходить к этому вопросу с точки зрения религии, то нам крайне необходимо отказаться от огнестрельного оружия, потому что его придумали китайцы, отказаться от авиации, потому что первые проекты принадлежат знаменитому Леонардо да Винчи, который был флорентийцем (итальянцем) и, конечно же, отказаться от танков, которые первые начали массово изготавливать немцы, кстати католики.

Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что не важно каким конкретно видом единоборств или боевых искусств занимается человек, главное зачем и во имя чего он это делает. Все остальное это пустые слова.

 

Насколько сильно в кекусинкай связаны духовное и физическое воспитание?

— В истинном кёкусине эта связь огромна и неразрывна. Однако, в настоящее время от истинного кёкусина практически ничего не осталось. После смерти Сосая, когда произошел развал мощнейшей организации, рухнули сами основы идеологии кёкусина. Подавляющее большинство организаций основой своего развития выбрали физические аспекты и сделали упор на соревновательную деятельность. Это очень плохо. Данное явление можно сравнить с зомби. Есть тело, но нет духа и души.

 

—  Тема спорта и боевых искусств, а также их взаимосвязи всегда будет больной для многих занимающихся. Так что же первично спорт или искусство?

— Говоря об этом мне, хотелось бы привести в пример киокусин. Создавая киокусин, великий мастер Масутацу Ояма создавал не вид спорта, а именно новый вид бусидо  со своей идеологией, системой ценностей и «внутренним» миром. При этом он основывался на традициях классического будо. Разумеется, в истинном киокусине на первом месте  должно стоять будо, а не спорт. Все без исключения великие мастера боевых искусств своей главной целью всегда ставили воспитание «Человека» с большой буквы и только потом бойца и спортсмена, ибо только став человеком можно стать настоящим мастером. В современном спортивном киокусине, к сожалению, все наоборот.

 

—  Как на Ваш взгляд можно добиться массовости занятий боевыми искусствами в современных условиях?

А нужно ли добиваться бездумной массовости в боевых искусствах? Я думаю не надо говорить о многочисленных секциях и клубах так называемых «боевых искусств», которых развелось в последнее время огромное количество. Посмотрите, кто там преподает. В лучшем случае это люди сами когда-то давно занимавшиеся, скорее всего спортивным самбо или рукопашным боем. Ну, может быть, изучили пару-тройку приемов во время службы в Вооруженных Силах, если конечно служили. Следовательно, уровень знаний и методических умений у них крайне низок. Для них тренировки всего лишь способ зарабатывать деньги и не более того. Ряд из них не имеет не только высшего педагогического, но даже среднего специального образования. Такая ситуация сложилась практически везде. 

Кроме того, нельзя забывать, что боевые, именно боевые, а не спортивные единоборства всегда являлись уделом исключительно элиты. На мой взгляд, это абсолютно правильно. Нельзя выносить в широкие массы искусство несущее смерть или увечья. Занятия боевыми искусствами предназначены для тех, кто понимает и осознает всю ответственность полученных знаний, для людей с высокими морально-этическими и нравственными устоями, умеющими полностью контролировать себя и свои эмоции.  Все остальные пусть занимаются спортом, это тоже достойный и кропотливый труд.

 

— В частных беседах Вы достаточно часто говорили о не правильном векторе развития физической культуры и спорта в РФ. Что конкретно Вы имели в виду?

Вектор развития физической культуры и спорта в РФ правильный, просто направлен он не на те виды спорта, которые необходимы нашей стране. У России никогда не было, нет и не будет друзей. У России всегда были, есть и будут только враги. И не надо бредить какой-то вселенской дружбой и любовью! Почитайте историю России. На данном этапе, на мой взгляд, крайне необходимо развивать, прежде всего, боевые и спортивные единоборства, но никак не футбол, кёрлинг или гольф. В случае опасности для Родины, например, футболисты, конечно, смогут забить врага мячами, но насколько это будет эффективно? Жаль, что огромные финансовые средства тратятся на всякие лжеспортивные шоу, типа предстоящего Чемпионата мира по футболу.

 

— Многие виды спорта, да что скрывать и кекусинкай, часто отличаются наличием определенной аппаратной борьбы. Не кажется ли Вам это кощунством по отношению к философии боевых искусств?

Честно говоря, мне глубоко безразлична вся эта мышиная возня. У каждого человека сугубо индивидуальный взгляд на то, как ему вести себя в жизни и спорте. Конечно, очень обидно, когда определенные спорные моменты становятся не просто достоянием общественности, но и активно муссируются, причем людьми напрямую связанными с этими моментами. Как только человек перешел в разряд «сплетников и обвинителей/оправдателей» он, на мой взгляд, автоматически выпадает из истинного мира боевых искусств.

Что же касается кощунства – еще раз повторю  – люди, занимающиеся этой возней, никакого отношения к боевым искусствам не имеют. Это, так сказать, случайные «пассажиры» на нашем «корабле».

 

— К чему, по Вашему мнению, должен, прежде всего, стремится руководитель регионального отделения Федерации?

Разумеется к развитию. Однако в моем понимании развитие заключается не столько в увеличении количества занимающихся, сколько в качественном составе. Как говорится «лучше мало, да лучше». Но это только мое личное мнение, мнение человека занимающегося боевыми искусствами почти 30 лет.

Кроме этого, во многих регионах есть серьезная проблема преемственности. Не так легко найти достойного, грамотного и высококвалифицированного приемника. Здесь смело можно применить следующее высказывание – грамотных много, умных нет. К сожалению, так зачастую и бывает.