Письмо Хиросигэ Цуёси о поездке в Краснодар

Письмо фукуканчё Кёкусин-кан каратэдо Хиросигэ Цуёси (VIII-дан)

Некоторые размышления после поездки в Краснодар

Недавно я побывал на летней школе в России и хотел бы, как человек, имеющий опыт управления сибу – региональным отделением каратэ Кёкусин, поделиться своими соображениями по нескольким вопросам, которые обязательно встанут в будущем.

Когда я был учидэси – личным учеником соосая Оояма, у меня был один выходной в неделю. Его я использовал для того, чтобы потренироваться с моим старшим товарищем – сэмпаем Рояма.

Мы тренировались с ним в храме в 30 минутах ходьбы от дома сэмпая Рояма. И каждый раз, когда мы вдвоём шли по дороге к этому храму, мы говорили о том, каким должно быть каратэ. Я помню все наши разговоры так, как будто это было вчера. А ещё мне бы хотелось отметить, что Кёкусин-кан – это организация, которая была создана с целью воплотить в жизнь тот идеал каратэ, о котором мы тогда говорили.

Воспитать сильного ученика не так уж и сложно, потому что у 10-20 % учеников, пришедших заниматься Кёкусин, есть талант к боевым искусствам. Из каждых десяти человек – 1-2, а из ста – 10-20 обладают талантом. Представим себе, что эти 10-20 % наших учеников – детёныши тигрицы. В сравнении с ними, остальные ученики – детеныши кошки. Я думаю, каждый понимает, что тигренка (талантливого человека) подготовить не так уж и сложно. Значительно сложнее воспитать тигра из котёнка. Вот и получается, что на соревнованиях первые места занимают только сильные («тигры»), а остальным – «котятам», чтобы победить, нужно работать над собой в несколько раз больше, чем «тиграм».

Многие инструктора обращают внимание только на сильных бойцов, но если мы посмотрим на эту ситуацию с точки зрения развития организации, то будем вынуждены признать, что организация существует только благодаря остальным 80-90% учеников, то есть благодаря «котятам».

Если инструктор на тренировках будет обращать внимание только на «тигрят», то остальные 80-90 % учеников уйдут от него.

В каратэ правильная тренировка имеет целью подготовить именно этих учеников, которые составляют большинство: научить их правильному этикету, привить им любовь к родине, из хилых и больных сделать здоровыми, из слабых (из «котят») воспитать сильных («тигров»). Я бы хотел, чтобы вы поняли, — именно такая методика тренировки позволяет воспитать значительно большее число «тигров» и создать сильную и финансово устойчивую организацию.

Конечно, такая тренерская работа требует времени, но и результат несравнимо лучше.

Мне кажется, что сейчас национальная команда России идёт тем путём, которым шли мои соперники – инструктора из другого зала при жизни соосая Оояма, которые занимались кихон (базовой техникой), идоо гэйко (техникой в перемещениях) и ката только тогда, когда хотели сдать на пояс, а в остальное время разрабатывали и отрабатывали различные боевые комбинации в бою с тенью, спарринге, накачивали физическую силу, называя это «кихоном кумитэ», и так выигрывали на соревнованиях.

Возможно, российские бойцы думают сейчас, что они занимаются по самым современным методикам, но я хочу отметить, что так занимались мои соперники ещё 20 лет назад.

Чтобы победить на соревнованиях по правилам Кёкусин без ударов в голову особого труда не нужно, любой быстро найдёт подходящую методику тренировки.

Вы, вероятно, спросите, почему же я не пошёл таким путём? Да потому, что, когда я открыл своё отделение – Дзёнан сибу, я ставил себе целью сделать каратэ таким, о котором мы говорили с сэмпаем Рояма, идя к месту нашей тренировки. Ведь если есть большая разница в реальной силе, то бой заканчивается красиво и, конечно, в пользу такого спортсмена.

Однако, если на соревнованиях в бою встречаются товарищи, тренирующиеся по методике, ставящей во главу угла победу любой ценой, тогда исход борьбы решается не так просто. Каждый из них думает: если я сделаю шаг назад, то это будет расценено как поражение. Поэтому-то они и прижимаются друг к другу руками или грудью и начинают толкаться. Но захочет ли кто-нибудь заниматься, увидев такое «каратэ»?

В последние десять лет жизни соосая Оояма, несмотря на то, что у меня были соперники, тренировавшиеся по методике, ставящей во главу угла победу любой ценой, в моём зале продолжали работать над кихоном, техникой в перемещениях, техникой дыхания, изучали приёмы и то, как на их основе сформировать сильное тело. Это позволило мне воспитать многих людей, которые по-настоящему полюбили Кёкусин каратэ, а также спортсменов, не использовавших в кумитэ толчки. Но на это у меня ушло очень много времени.

А тем временем в зале моих соперников занимались по методике, ставящей во главу угла победу в соревновании любой ценой,  и, конечно же, не обращали внимания на защиту от ударов в голову. Такая методика была очень простой, и ее стали копировать другие залы. И таких залов было очень много. И в результате соревнования по каратэ Кёкусин стали такими неинтересными. Правильно говорят: дурной пример заразителен.

Далее я хочу коснуться еще двух вопросов.

Первое: «тигрята», которые стали сильными и превратились в «тигров», тренируясь по методике, ставящей во главу угла победу любой ценой, став впоследствии инструкторами, скорее всего, будут преподавать каратэ по той же схеме, по какой учились ему сами. То есть, их ученики будут способны легко побеждать слабых, а при встрече с бойцом, тренирующимся по той же методике, будут толкаться. Так толчки, техническая «грязь» станут нормой, потому что другого выхода просто нет. Посмотрите: даже в России при сближении вплотную стали проводить тоби усиро маваси-гэри (круговой удар с разворотом на 3600 в прыжке, «вертушка в прыжке»). На первых порах этот удар был эффективен, но прошло время, и сейчас мы видим, как на татами то один, то другой боец просто падает, чтобы разрядить обстановку, и это уже не интересно. Не кажется ли вам, что если и дальше продолжать обучать таким образом и проводить соревнования, не обращая внимания на «грязь», то Кёкусин каратэ вообще потеряет свою привлекательность?

Второе: мне показалось, что те люди, которые только и думают о том, чтобы победить в соревновании, хоть и говорят о бусидо, но этикета в действительности не понимают и не соблюдают, а если и соблюдают, то делают это только формально. Такие люди не в состоянии принять учение, сколько их ни учи. Они просто не могут его принять, понять его суть. В таком случае обучение становится формальным. Но зачем оно тогда вообще нужно?

Если чаша полна, воды в нее уже не дольешь. Иными словами, человека, который уверен, что и так все знает, уже ничему нельзя научить – ни каким-то идеям, ни методикам тренировки. Но мне кажется, что такие люди многое теряют.

Оояма Соосай говорил мне: «Любого человека считай для себя учителем!»

Учитель Саваи Кэничи наставлял нас: «С открытой душой прими учение от человека и положи его себе в карман. Если даже ты решишь поначалу, что оно бесполезно, обязательно наступит время, когда это учение пригодится. Это и значит – учиться у людей».

После того, как я побывал на летней школе в России, мне захотелось всем инструкторам напомнить слова соосая, которые он часто повторял: «Согнут в поклоне, но взгляд высоко, рот на замке, но сердце открыто».

Мне кажется, как раз сейчас в России наступило время серьёзно подумать не только о том, как нужно тренироваться для того, чтобы победить на соревнованиях или получить новый дан, но и о том, как тренироваться так, чтобы в дальнейшем обучать своих учеников.

Хиросигэ Цуёси, VIII-дан

Кёкусин-кан каратэдо фукуканчё

Перевод А. Тибулевича