Путь настоящего каратэ

В конце летних учебно тренировочных сборов Федерации кёкусин-кан 2012, представители Федерации Киокусинкай Рязанской области смогли приобщатся с выдающимся спортсменом и наставником боевых искусств членом Международного технического комитета Шиханом Исидимой (V-дан Кёкусин-кан). В своей беседе мастер рассказал о том, как он встал на путь кёкусин каратэ, какие трудности у него возникли за годы тренировок, и что помогло ему справиться с ними.

— Когда вы впервые познакомились с кёкусин каратэ и начали свои первые занятия?

— Я начал заниматься кёкусин каратэ когда закончил школу в возрасте 18 лет. До этого, ещё в школе я почти три года посвятил изучению бесконтактного каратэ, но как только рядом появилось додзё кёкусин, сразу же отправился туда. Я пришел в додзё канчо Хацуо Рояма, стал его учи-деши и несколько лет жил в додзё. А выбрал кёкусин каратэ после того, как прочитал знаменитую серию комиксов манга «Каратэ бака ичи дай», написанную по мотивам биографии великого сосая Оямы Масутацу. Я всегда знал что кёкусин – это настоящее каратэ и им надо не просто заниматься, а глубоко и серьезно изучать.

 

 

— Помимо бесконтактного каратэ вы изучали и другие боевые искусства, так ли это?

— Да. Мой опыт занятий боевыми искусствами не ограничивался только бесконтактным каратэ. Я и сейчас помимо кёкусин занимаюсь старинными японскими видами единоборств, такими как нихон кобудо, бугай-рю йай-до, школа дзё синто-мусу-рю и каратэ сито-рю. Мне искренне хочется добиться успеха в этих занятиях.

— Когда вы столкнулись с трудностями на пути будо, было ли у вас желание бросить? Как вы справились с этим?

— Если честно говорить, то у меня дважды в жизни была подобная ситуация, когда я всерьез думал о том, что должен бросить заниматься каратэ. Мне очень неловко об этом говорить, но я говорю вам правду. В душе было ощущение, что ты столкнулся со стеной и не можешь идти дальше. Я обратился за советом и помощью к канчо Рояме, зная, что он мне обязательно поможет потому, что он всегда помогал мне. В достаточно непростой для меня беседе он сказал: «Если ты будешь убегать от каких-то трудностей, то эти трудности всегда будут бегать за тобой». И в тот момент я ясно понял и осознал, что даже если я брошу каратэ, то испытываемые мной трудности не просто не покинут меня, а станут ещё больше. В жизни нельзя уступать своим слабостям и выбрав один раз путь будо идти по нему всю жизнь.

— Сложно ли бывает донести свои знания до занимающихся?

— Вы знаете, преподавание – это очень сложное дело. Очень трудно учить людей, но канчо Рояма в этом плане тоже дал мне очень хороший совет: «Если ты хочешь чему-то одному научить своих учеников, то ты должен знать в десять раз больше того, что ты хочешь донести до них». Поэтому, главный ключ к успеху, я считаю, это приобретение и расширение собственных знаний.

— Являясь членом Технического комитета Международной организации кёкусин-кан, вы очень часто участвуете в различных семинарах и сборах, а как вам удается выкроить время для своих тренировок?

— Действительно очень много семинаров и сборов, приходится очень много ездить в разные страны. Бывает что в течении одного месяца мне приходиться бывать в двух трех странах на разных континентах. Это не считая занятий в Японии. Поэтому выкроить достаточно длительный промежуток дня для того, чтобы тренироваться самому, практически не реально. Как-то шихан Окадзаки дал мне совет: «Не надо сразу ставить себе большие задачи, надо с умом использовать те маленькие промежутки времени, которые у тебя бывают». Так я и поступаю. Есть у меня 20 минут – я работаю с оружием, есть ещё 20 минут – я занимаюсь ката, будет ещё 20 минут – позанимаюсь набивкой. За счет этого в течение дня удается набирать 2-3 часа на индивидуальные тренировки. Хотя к сожалению это не всегда возможно.

— Как вы справляетесь с тяжелыми физическими и психическими нагрузками, которые возникают при таком напряженном ритме?

— Психические, физические нагрузки и усталость – это вещи неизбежные в нашей жизни. Победить их мне помогает чувство ответственности и осознание того, что все это часть практики самосовершенствования. Самое главное здесь не сдаваться, не отступать, не убегать, а продолжать делать свою работу до конца. И я заметил, что чем тяжелее нагрузки, чем больше они давят на тебя, тем крепче и целеустремленнее ты становишься и большего добиваешься. Главное идти вперед и не сдаваться.

— Какие человеческие качества вы цените в других превыше всего?

— Мне не нравится, когда человек относится к делу несерьезно, поэтому я ценю людей, которые серьезно относятся к своему делу. Если я вижу, что человек хочет чему-то научиться и отдается этому полностью, то это будит во мне желание делиться с ним своими знаниями. Для меня очень важно.

— Любите ли вы боевики? Какие киногерои вам нравятся?

— Когда я был маленьким, мне очень нравился Джеки Чан. Именно с его фильма «Змея в тени орла» я и впервые заинтересовался боевыми искусствами. Я увидел его, воскликнул: «О! Кунг-фу – это круто!» и понял, что мне хочется заниматься боевыми искусствами. Я даже мечтал, что поеду в Гонконг и стану там каскадером, чтобы сниматься вместе с Джеки Чаном.

— Какие книги и музыкальные произведения вам нравятся?

— Конечно, я читаю много специальной литературы по боевым искусствам, но нахожу время почитать и художественные произведения. Обычно в той или иной мере они посвящены боевым искусствам. Мне очень нравятся книги такого японского писателя, как Осаро Дзиро, который пишет на тему боевых искусств. В частности его известные произведения посвященные отряду синсэнгуми – отряду мастеров меча на службе сегуната Токугава в 60-х годах XIX века. Так же мне нравятся произведения замечательного писателя и историка Сибару Торо, который написал известное произведение «Меч в огне» («Муэрокэн»), посвященное мастеру меча Сидзигата Токидзу, который блестяще владел мечем, имевшим необычную форму и называвшимся канэсада. Я очень советую прочитать всем поклонникам боевых искусств эти книги. А из музыкальных произведений мне нравится хорошая музыка вне зависимости от направления. У меня нет каких то особых предпочтений.

— Вы часто бываете в России, а есть что-то, что вам не нравится в нашей стране?

— Не могу сказать, что мне что-то не нравится в России, у меня есть только одно затруднение – это язык. Очень много людей ко мне подходят, пытаются заговорить, задать интересующие вопросы, а я не могу ответить и чувствую себя очень неловко. Думаю, что мне нужно поучить немного русский язык, чтобы исправить это.

— Какие вы видите пути сотрудничества между Российской и Японской организациями кёкусин?

— Мы когда говорим об организациях, никогда не должны забывать о том, что их оставляют люди. Я думаю, что самое главное – это формирование уважительных отношений друг к другу. Мы должны понимать, что ученики должны уважать и почитать своих учителей, потому, что сенсеи отдают ученикам не только какие-то определенные знания, они, прежде всего, отдают часть своей души и сердца. Внимательно прислушиваться к мнению и советам своих учителей это залог не только успешных занятий, а возможность избежать массы ошибок в обычной жизни. И при правильном отношении учитель также должен уважать своих учеников. Я считаю, что мы должны учиться лучше понимать друг друга, уважать позицию партнера. Это основной залог нашего дальнейшего успешного сотрудничества.

Записал Александр Джафаров

Перевод с японского Алексей Горбылев