Рэй ги — этикет в Додзё

Рэй сики 礼式 или Рэй ги 礼儀 – этикет, церемония. Все традиционные японские школы сегодня требуют, чтобы ученики Додзё строго соблюдали нормы поведения как в стенах школы, так и за ее пределами.

Японская пословица гласит, что боевое искусство начинается и заканчивается поклоном. Дух борьбы становится неуправляемым, если его не контролировать во время кэйко. От учеников требуется, прежде всего, смирение (дзюдзюн 従順), вежливость (тэинэи 丁寧), доблестное поведение (юки 勇気). Последнее подразумевает скромность (кэнкё 謙虚), великодушие (канё 寛容), сочувствие к другим (омоияри 思いやり), готовность прийти товарищу на помощь.

Иероглиф «Рэй» 礼 (поклон) состоит из двух частей – «Симесу» и «Ютака». Симесу — божественный дух, который спускается на землю и поселяется в алтаре. Ютака — гора или жертвенная деревянная ваза, в которой находятся ёмкости доверху заполненные рисом и другими продуктами. Соединенные вместе, эти два элемента означаю алтарь, наполненный едой, перед которым во время праздников люди ожидают снисхождения божественного духа.

Когда традиционный японский ремесленник приобретал новый инструмент, он его не использовал до тех пор, пока не освящал должным образом. Многим орудиям труда давались имена, в ознаменование того факта, что эта вещь отныне становилась частью семьи работника. В День Нового Года ремесленник заботливо чистил и полировал свой инструмент и делал ему подношение в виде праздничных рисовых пирожных — моти. Когда же орудие труда в конце концов изнашивалось, его не просто выбрасывали, а формально провожали на отдых в специальной церемонии в честь его долгой и верной службы.

На низшем уровне уважение подразумевает правильный этикет и сдержанность. В Синто же этот естественный этикет должен исходить из макото 誠 — искреннего и уважительного подхода к жизни, осознания Божественного, наполняющего все вокруг. Точно так же индейские вожди утверждают, что именно уважение является фундаментом культуры коренных жителей Америки. Это не просто уважение к другим людям, но также уважение ко всему, что нас окружает: к инструментам и посуде, которые мы используем в нашей повседневной жизни, к оружию, к животной и растительной пище, которую мы едим, а также к солнцу, воздуху и воде, которые поддерживают в нас жизнь.

Формально в Додзё существует несколько видов приветствия: принято различать приветствие стоя (тати рэй 立礼 или рицу-рэй) и приветствие сидя (дза рэй 座礼 или ха рэй). Также выделяют 会釈礼 эсяку рэй — обычный поклон, 敬愛礼 кэй ай рэй — поклон друзьям или коллегам, 尊敬礼 сонкэй рэй — поклон руководителю (официальные мероприятия), 最敬礼 сайкэй рэй — поклон в храме. Уровней поклона как правило три — низкий, средний и высокий. Самый глубокий – цветок 花 «хана», средний – луна 月 «цуки», наименее глубокий – снег 雪 «юки».

Формы приветствия

Сёмэн-ни рэй (正面に礼) – поклон, адресованный фасадной стороне Додзё
Синдзэн-ни рэй (神前に礼)– поклон основателю школы и другим ками
Сэнсэй-ни рэй (先生に礼) – поклон, адресованный мастеру (инструктору, который ведет занятия)
Сихан-ни рэй (師範に礼) – поклон мастеру, который возглавляет школу или поклон мастеру, который не занимается обучением
Сэмпай-ни рэй (先輩に礼)– поклон, адресованный старшему ученику
Отагай-ни рэй (お互いに礼) – поклон, которым обмениваются друг с другом.

Церемония приветствия в начале занятий

1. Все ученики выстраиваются в линию, в соответствии с рангом поясов, лицом к Камидза (главная стена зала).

2. По команде СЭЙДЗА все принимают позицию сидя на коленях.

3. СИНДЗЭН-НИ-РЭЙ! – все делают поклон в сторону Алтаря. Это поклон реликвиям зала, которые располагаются на Камидза (Главной стене Додзё).

4. СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ! – все кланяются Сэнсэю и тихо произносят: О-НЭГАИ-СИМАС, что означает «Прошу Вас».

5. ТАТЭ. Старший ученик просит всех встать и начать занятия.

Церемония приветствия в конце занятий

1. Все выстраиваются в линию, в соответствии с рангом поясов, лицом к Камидза, как в начале тренировки.

2. По команде СЭЙДЗА все принимают позицию сидя на коленях.

3. СИНДЗЭН-НИ-РЭЙ! – все делают поклон в сторону алтаря или главной стены (камидза).

4. СЭНСЭЙ-НИ-РЭЙ! – все кланяются Сэнсэю. Все произносят: ДОМО-АРИГАТО-ГОДЗАИМАCТА!, что значит «Огромное спасибо!». Ученики благодарят Сэнсэя за науку, а Сэнсэй благодарит учеников за их упорство и старания во время занятий. Затем ученики благодарят друг друга, выполняя поклон сначала в сторону старшего ученика (сэмпай), а затем младшего (кохай).

5. ТАТЭ. Старший ученик просит встать и закончить занятия.

Оригинал статьи опубликован на сайте tenshin.ru