Каратэ (произносится [k?r??te], от яп. ??? каратэ-до: «путь пустой руки») — японское боевое искусство. Данное написание было придумано в 1929 году Фунакоси Гитином под влиянием идей дзэн-буддизма, до этого его записывали как ??, что примерно означает «китайская рука». Иероглиф ? обозначал династию Тан в Китае, и стал синонимом Китая в Японии, активно перенимавшей различные отрасли культуры из Поднебесной в тот период. Именно тогда китайское ушу и попало на Окинаву, получив название «руки Тан».
В Японию каратэ попало с острова Окинава в начале XX века.
Точно истоки каратэ не известны. В настоящее время, благодаря прогрессу в исторических изысканиях, считается, что на остров Окинава, где издревле существовало боевое искусство под названием «Тэ», из Китая, с которым Окинава (в то время – Королевство Рюкю) поддерживала торговые связи, было принесено китайское кулачное искусство кэмпо (кит. цюаньфа), и в результате синтеза двух этих боевых искусств сложилось современное каратэ.
Утверждают также, что благодаря тому, что в эпоху Эдо (1603-1867) Окинава находилась под владычеством японского княжества Сацума и была разоружена, особенно большое развитие там получило искусство боя без оружия, а, кроме того, очевидно, что в процессе контактов с Японией боевое искусство Окинавы испытало на себе влияние японских будо.
Фрагмент книги: Рояма Хацуо, Окадзаки Хирото. Ката-кара манабу каратэдо. Каратэдо дзётацу манюару («Каратэдо, которому можно научиться с помощью ката. Пособие по совершенствованию технического мастерства в каратэдо»). Токио, «Китэнся», 2005.
Опираясь на доступные исторические сведения можно выделить четыре основных течения в каратэ: направление Сюритэ, направление Нахатэ, направление Томаритэ и группу стилей с китайскими корнями.
Сюритэ
В Сюри, столице королевства Рюкю, жило немало отличных мастеров боевых искусств из числа местных дворян, служивших в королевском дворце. Считается, что благодаря двум из них, Сакугава Канга и его ученику Мацумура Сокон, сложилось боевое искусство района Сюри.
Сакугава обучался в Китае и не только овладел всеми секретами китайского кулачного искусства, но и приобрел славу выдающегося мастера искусства боя палкой – бодзюцу (кондзюцу).
Мацумура же не только изучил китайское кулачное искусство, но и получил мастерский сертификат о «полной передаче» учения (кайдэн) в японской школе искусства меча Дзигэн-рю. Мацумура оказал большое влияние на боевое искусство Сюри, его боевое мастерство оценивается чрезвычайно высоко. С его именем связано сохранившееся до наших дней ката Мацумура-но Пассай.
Итосу Анко (1831-1915), которого называют «отцом современного каратэ», был учеником Мацумура. Утверждают, что Итосу от природы был наделен замечательными физическими данными и обладал такой чудовищной силой, что даже мог раздавить зеленый бамбук, сжимая кисть. Характером это был человек мягкий и честный. Его любимым ката было ката Найфантин, и он даже сочетал обычную ходьбу с используемыми в этом ката перемещениями со скрещиванием ног, за что заслужил почтительное прозвание «Итосу, ходящий как краб».
Итосу также приложил большие усилия для популяризации каратэдо и, когда в 1905 году каратэ было введено в качестве обязательного предмета в программу педагогического училища и средней школы на Окинаве, стал преподавателем этого предмета. В этот период он переработал старинные ката Кусанку и Пассай и разработал серию ката Пинъан. Удалив из них опасные технические приемы и превратив их в эффективные с точки зрения физического воспитания комплексы, Итосу предназначал ката Пинъан для изучения начинающими, в первую очередь школьниками.
У Итосу было чрезвычайно много учеников, в их числе были и основатель школы Кобаяси-рю («Школа Редкого Леса») Тибана Тёсин (1885-1969), основатель Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), основатель Сётокан («Школа мастера Сёто») Фунакоси Гитин (первоначально учился каратэ стиля Сюритэ у мастера Адзато; «Сёто» – литературный псевдоним Фунакоси) и другие. Позднее сэнсэй Мабуни переехал в Японию и приложил большие усилия для распространения там каратэ, поселившись в Осака. Сэнсэй Фунакоси по приглашению основателя Кодокан дзюдо Кано Дзигоро переехал в Токио и распространил каратэ на востоке Хонсю, преимущественно среди студентов.
Нахатэ
Среди дворян из Наха, порта, находящегося неподалеку от столицы королевства Рюкю Сюри, также исстари было немало мастеров боевых искусств, а со времени жизни мастера Хигаонна Канрё (1853-1915) местный стиль каратэ получил название «Нахатэ».
Хигаонна считается «отцом современного Нахатэ», своему боевому искусству он, как утверждают, научился у Арагаки Сэйсё из Кумэ-муры. Сохранились записи о том, что Арагаки в 1867 году демонстрировал во дворце Сюри ката Сэйсан по случаю прибытия на Окинаву китайского посольства для официальной интронизации рюкюсского монарха. Хигаонна прошел суровую школу под руководством Арагаки и стал первым силачом во всем городе Наха, а затем отправился в китайский порт Фучжоу, потому что уже давно хотел изучать кэмпо на родине этого боевого искусства. Там он стал учеником знаменитого мастера ушу Ру Руко. У него Хигаонна учился стилю Кулак Голосящего журавля – Минхэ-цюань. После трех лет занятий Хигаонна вернулся на Окинаву, но более десяти лет никому не показывал то искусство, которому научился в Китае. Тем не менее, постепенно все больше и больше молодых людей загорались желанием обучаться у него боевому искусству, с их приходом в школу Хигаонна начался золотой век Нахатэ. В числе этих учеников Хигаонна, с именами которых связан этот золотой век Нахатэ, были Кёда Дзюхацу (1887-1968) и Мияги Тёдзюн (1888-1953), а также Мабуни Кэнва, который обучался также у Итосу Анко.
После кончины Хигаонна группа учеников сэнсэя Кёда стала действовать под названием «Тоон-рю» — «Школа мастера Хигаонна», причем Кёда прилагал все усилия, чтобы сохранить учение мастера Хигаонна в неприкосновенности. Он преподавал каратэ, поселившись в префектуре Оита.
Сэнсэй Мияги привнес в школу Хигаонна плоды своих исследований каратэ, увеличил число изучаемых ката и назвал свою школу «Годзю-рю» — «Школа Жесткости и Мягкости», для преподавания ее он выезжал в центральную Японию и даже на Гавайи. Ката группы Гэкисай являются базовыми ката, разработанными мастером Мияги.
Сэнсэй Мабуни, взяв начальные иероглифы из фамилий двух своих учителей, назвал свою школу «Сито-рю» — «Школа Итосу и Хигаонна».
Считается, что в настоящее время традиция Нахатэ представлена прямой линией его последователей, идущей через мастера Кёда Дзюхацу, школой мастера Мияги Тёдзюн Годзю-рю, в которой различаются окинавское и японское направления, и группой ката Нахатэ в арсенале школы Сито-рю.
Томаритэ
Порт Томари расцвел как порт, через который рюкюсский двор торговал с зарубежьем. В этом месте жило множество иностранцев, в первую очередь – китайцев. Последователи боевых искусств из Томари обучались боевым искусствам у воинов, которые попадались в числе этих иностранцев. И, как считается, здесь сложилась самостоятельная техническая традиция каратэ, отличающаяся от традиций Сюритэ и Нахатэ.
Мацумора Косаку (1829-1898), который считается «отцом современного Томаритэ», учился у двух мастеров – Тэруя и Уку. Он посвятил каратэ всю свою жизнь и поднял направление Томаритэ до уровня боевых искусств Сюри и Наха. Мацумора считался великим мастером прямых ударов кулаком – цуки. Его боевое искусство через Иха Котацу было унаследовано Накасонэ Сэйю.
Мастер Нагаминэ Сёсин, который изучал и Сюритэ, и стиль Томаритэ, широко распространил свой стиль под названием «Мацубаяси-рю» — «Школа Соснового Леса» (иероглиф «Мацу» — «Сосна» — является первым в фамилиях Мацумура и Мацумора, то есть здесь зашифрована отсылка к историческим корням школы – А. Г.).
Группа стилей с китайскими корнями
В отличие от трех названных выше стилей, мы выделяем также группу самостоятельных стилей с китайскими корнями, которые наследовали ката, принесенные из Китая. Самым типичным из них можно назвать школу Уэти-рю.
Школа Уэти-рю была основана Уэти Камбун (1877-1948). Уэти, уклоняясь от призыва на военную службу, бежал в Китай и там изучал стиль кулачного искусства под названием «Пангайнун» под руководством мастера Сю Сива. В этой школе передаются три ката и серия тренировочных упражнений котэ-китаэ – дословно «закалка запястий». Вернувшись в конце концов на родину, Уэти основал «Центр изучения каратэдзюцу школы Пангайнун-рю» и начал преподавать свою школу каратэ. В эпоху Сёва (1926-1988) она получила название «Уэти-рю» — «Школа Мастера Уэти», а после окончания Второй мировой войны начала распространяться по миру, имея главным центром остров Окинава. Школу Камбун наследовали его потомки – сын Канъэй и внук Кансэй.
Кроме Уэти-рю, к этой группе можно отнести также школу Рюэй-рю, которая наследуется из поколения в поколение от отца к сыну.