Анди Хуг — голубоглазый cамурай, покоривший Японию.

Японцы впервые увидели швейцарского каратиста Анди Хуга (1964-2000) в 1984 году. Тощеньким девятнадцатилетним пацаном с коричневым поясом он приехал в Японию, чтобы принять участие в III чемпионате мира, который проходил 20-22 января во дворце спорта Ниппон будокан. Глядя на него, едва ли кто-то мог тогда подумать, что этому мальчишке через некоторое время удастся потрясти каратистский Олимп и до чертиков напугать японцев…

В первом круге в своем дебютном поединке Хуг уверенно по решению судей победил Лакки Пэйджа (5 : 0). Второй круг прошел без боя — соперник не вышел на поединок. В третьем снова одержал победу по решению судей над венгром Иштваном Биоди (5 : 0).

Несмотря на эти успехи швейцарца, мало кто верил, что он сумеет пройти дальше. Ведь в четвертом круге Анди предстоял поединок с очень сильным бойцом — Гленном Шарпом, которого японцы совсем не случайно прозвали «Убийцей за секунду»: все три предыдущих боя он выиграл нокаутами, затратив всего 1 минуту и 41 секунду. Настоящий тайфун, прокатившийся по Будокану!

При всей своей молодости, Анди выбрал очень грамотную тактику: не полез на рожон, и, умело маневрируя и атакуя сериями, не дал Шарпу нанести фирменный «острый» удар. Результат — после первого продления судьи большинством голосов отдают победу ему (3 : 0). Безвестный швейцарский дебютант выходит в четвертьфинал…

 

В четвертьфинале Хугу выпало биться с восходящей японской звездой — Мацуи Сёкэй. Поединок был красивый, зрелищный, ведь у обоих каратистов коронные — удары ногами. При равном бое судьи уже в основное время отдали победу японцу, поскольку Анди несколько раз нарушил правила, захватывая куртку соперника. Мацуи в итоге стал третьим.

III чемпионат мира, бой 5-го круга. Хуг сражается с Мацуи.

Когда после чемпионата Мацуи попросили поделиться впечатлениями от поединка со швейцарцем, он сказал: «Ни поединок, ни сам Анди не произвели на меня большого впечатления». Мог ли он тогда подумать, что через четыре года, на следующем чемпионате мира, будет сражаться с Хугом в финале?

Финал IV чемпионата мира. В тот раз Хуг не уступил Мацуи и, если бы не досадный промах, мог стать чемпионом.

Пожалуй, такого продолжения не мог представить никто во всем Будокане. За исключением одного человека… Питер фон Ротц, учитель Анди Хуга и глава отделения Кёкусинкай в Швейцарии, твердо верил в способности и звезду своего воспитанника. После окончания чемпионата он сказал: «Думаю, в следующий раз Анди может стать и победителем…»

Пьедестал IV чемпионата мира. Анди Хуг - первый неяпонец - серебряный медалист чемпионата мира.

Анди Хуг родился 7 сентября 1964 г. в маленькой швейцарской деревушке Вохлен. Мать-одиночка не могла «поднять» сына и отдала его в приют. До трех лет Анди воспитывался там, пока его не забрала к себе бабушка.

Рос Анди без отеческой опеки, и сверстники, пользуясь беззащитностью мальчишки, часто обижали его. В общем, парню ничего не оставалось, как решать свои проблемы самому. Когда один из друзей привел его в клуб Кёкусинкай, возможности этого искусства самозащиты произвели на Анди такое впечатление, что он буквально влюбился в каратэ. Мальчишка «поселился» в зале, поражая тренера упорством в занятиях, и всего за несколько лет вырос в бойца каратэ, равного которому не было во всей стране.

Первенство Швейцарии стало первым испытанием Хуга на прочность. И он с честью выдержал его, уверенно одолев всех соперников. Причем произвел на руководство национальной федерации Кёкусинкай такое впечатление, что оно приняло решение допустить Анди на взрослый чемпионат страны. Хуг вполне оправдал высокое доверие: состязаясь с мужиками, он выглядел на уровне. Так Анди ворвался в бойцовскую элиту Швейцарии, а по достижении восемнадцати лет — вошел в сборную страны и получил возможность поехать на III чемпионат мира по Кёкусину…

В восьмидесятые годы основным соперником Хуга на европейских татами был англичанин Майкл Томпсон.

За четыре года, отделившие IV чемпионат мира от III, Хуг вырос чрезвычайно. В 1987 г. это был уже совсем другой человек — опытнейший и замечательно подготовленный мастер в ранге бронзового призера чемпионата Европы в тяжелом весе 1987 г. Даже внешне он сильно изменился: тощий подросток превратился в настоящего хищника, покрытого броней тренированных мышц. Многие сильные бойцы успели пострадать от его фирменного удара пяткой сверху с заносом изнутри (в то время назывался «ути-маваси какато-отоси»).

На IV чемпионате мира первый круг Анди прошел без боя — противник на него не явился. Во втором круге буквально загонял соперника, который изо всех сил старался отбегаться, своим ударом пяткой сверху и выиграл по решению судей. В третьем — одержал чистую победу, набрав два вадза-ари лоу-киками.

В четвертом круге Хуг впервые на этом чемпионате встретился с японским бойцом. Ему противостоял ветеран Кимото Масаси. Как потом признал швейцарец, этот поединок оказался для него самым тяжелым — не зря Кимото прозвали «командиром бойцов». Победа над ним досталась Анди только после двух продлений и по решению судей.

Поединок с Масудой Акира в полуфинале IV чемпионата мира.

В пятом круге швейцарский боец сражался против японской «крепости» Кувадзима. Перед мощнейшим лоу-киком Анди на иппон «крепость» тоже не устояла. Это была весьма неприятная для японцев победа Хуга. Кстати, на следующий после этого чемпионата мира год Кувадзима станет чемпионом Японии…

В четвертьфинале Анди Хуг расправляется с южноамериканской звездой Адемиром да Коста. Еще один мощный лоу-кик — еще один иппон! Швейцарец выходит в полуфинал и получает реальную возможность побороться за медали! Тем более что его психологическое состояние теперь самое что ни на есть благоприятное, ведь он прошел важный рубеж — тот самый, на котором в прошлый раз его остановил Мацуи…

Полуфинал. Встреча с одним из лидеров японской сборной Масуда Акира. Впоследствии Анди Хуг будет говорить, что это был лучший бой в его жизни, «последний и решающий бой, в котором я отдал все свои силы». Яростный и безостановочный обмен ударами. Бойцы стоят друг друга, но швейцарец активнее, и судьи дают ему шанс побороться за «золото»! Впервые в истории чемпионатов мира по Кёкусин каратэ европеец забрался так высоко!

В поединке за чемпионский титул Хуг встретился с самым опасным противником — мощным, техничным, непредсказуемым японцем Мацуи. Тем самым Мацуи, который вывел его из игры на прошлом чемпионате…

Швейцарец, естественно, был настроен на реванш. Мощно и эффектно атаковал сериями, не уступая ни пяди площадки. И еще неизвестно, каким мог бы получиться исход, если бы не роковая случайность: Хуг бьет кулаком в грудь Мацуи, но тот вдруг проваливается, и кулак швейцарца попадает ему в лицо… Судьи фиксируют нарушение, и именно оно в итоге оказывается решающим при определении победителя… «Золото» уплывает от Хуга, на глазах у него — слезы…

V чемпионат мира. Анди Хуг снова в числе участников.

Именно его больше всего опасались японцы, называли его «величайшей угрозой для родины каратэ». И это понятно: один раз швейцарец уже заставил всю Японию пережить шок… Так что вполне естественно, что японцы уделяли Анди особое внимание.

В 3-м круге на V чемпионате мира Анди Хуг в тяжелейшем бою одолел русского гиганта Владимира Клементьева.

А он их совсем «не радовал» — блестяще выступал на различных турнирах, каждый раз подтверждая свой высокий класс. Стал победителем Европейского Кубка Оямы. В этом Кубке, который прошел 14 сентября 1988 г. на родине Хуга, в Швейцарии, приняли участие многие сильные мастера из Великобритании, Голландии, Германии, Венгрии, Испании, Швейцарии. Были там и японцы. В финале турнира Хуг после двух тяжелых продлений одолел фантастически техничного Мидори Кэндзи — будущего победителя V чемпионата мира. Уже это заставляло задуматься — кто же из японцев способен сейчас остановить «швейцарского монстра»?

Июль 1992 г. Бесспорная победа над представителем Сэйдо кайкан Янагисава Соко.

В 1989 г. Хуг стал чемпионом Европы в тяжелом весе, а в 1991 г. — серебряным призером. За годы выступлений на татами он провел уже десятки боев с лучшими представителями Кёкусина, снискав славу одного из самых сильных и техничных каратистов.

Накануне чемпионата японские тренеры, журналисты и болельщики не оставляли Хуга буквально ни на минуту. Не меньший интерес проявляли и представители других стран. И Хуг не выдержал психологического прессинга. Стал раздражительным, осунулся. Поползли слухи: «Хуг теряет в весе, кажется, он в худшей форме, чем когда-либо…». А между тем в подгруппе швейцарца подобрались одни здоровяки, прилично рослее и тяжелее его (рост Анди — 180 см, вес — 95 кг).

На этом чемпионате все бои, начиная с самого первого, проходили для Хуга очень тяжело. Тем не менее, первые три круга он прошел достаточно уверенно. И многие уже поменяли мнение о его кондиции: «Да нет! Хуг силен, как прежде…» Никто и подумать не мог, что впереди этого опытнейшего бойца ждет настоящая трагедия.

V чемпионат мира. Бразилец Фильо ставит точку на кёкусиновской карьере Хуга.

Четвертый круг. Хуг выходит на восходящую звезду Кёкусина из Бразилии Франсиско Фильо — ученика того самого Адемира да Косты, которого Анди нокаутировал на предыдущем чемпионате. Как признается впоследствии Фильо, «Адемир специально готовил меня так, чтобы я смог свалить Анди». И, видимо, подготовка была весьма основательной и выверенной: с самого начала поединка бразилец начинает вести.

С одной стороны — удивительно свежий Фильо. С другой — совершенно измочаленный, с посеревшим лицом Хуг. И все-таки многие болельщики предвкушают победу многоопытного швейцарца. Но, видно, настало время смены поколений. Во втором продлении после нескольких обоюдных захватов в нарушение правил рефери кричит «Ямэ-э!» — «Стоп!» И в тот же миг круговой удар Фильо слева в голову достигает цели. Хуг падает, как подкошенный. Он лежит на площадке пластом, не шевелясь. Чистая победа бразильца!

И какой страшный нокаут! Хуга на носилках несут в раздевалку. По дороге к нему возвращается сознание, и он стонет: «Это конец…». Чемпионат мира Анди покидает со словами: «Наверное, я уже никогда не приеду в Японию…» Казалось, спортивная карьера швейцарца завершена. Поклонники с грустью в глазах провожают его на родину.

Октябрь 1996 г. В прямом эфире в прайм-тайм Анди Хуг на глазах у всей Японии расправляется с Сатакэ Масааки.

Однако всего через 9 месяцев после V чемпионата мира Анди возвращается в мир поединков. На этот раз — в качестве профессионала. Это решение у Хуга созрело после его знакомства в 1992 г. с Томом Харинком, президентом знаменитого голландского клуба муай-тай «Чакурики».

Первый профессиональный бой Хуг должен был провести 15 июня 1992 г. в Бутоме (Голландия). Однако обстоятельства сложились таким образом, что этот бой был отменен, и дебютировать на профессиональном ринге швейцарцу пришлось на турнире с рекламным названием «Олимпиада по рукопашному бою «Полет»», который организовала японская федерация Сэйдо кайкан, созданная выходцем из Кёкусина Исии Кадзуёси.

В день дебюта Хуга зал был забит до отказа. Публика приветствовала его едва ли менее активно, чем местного любимца Сатакэ. Соперником Анди был технарь Янагисава Соко, в послужном списке которого значилась и победа над Сатакэ. Поединок проходил по правилам Сэйдо кайкан каратэ, что позволило Хугу продемонстрировать максимум своих возможностей и одержать убедительную победу.

Продолжение было не менее успешным. В том же 1992 г. Хуг стал победителем Кубка мира по каратэ Сэйдо кайкан, уверенно одолев в финале японца Кии Тайэй (все пятеро судей отдали голоса швейцарцу). А на другом турнире Анди разгромил еще одного ученика Исии Кадзуёси — Сатакэ Масааки, уложив его на татами своим коронным ударом пяткой сверху.

В 1993 г. основатель Сэйдо кайкан Исии Кадзуёси запустил новую серию турниров под названием «Гран-при К-1». Бои на турнирах К-1 проходят фактически по правилам кик-боксинга — в боксерских перчатках на руках и на ринге. Отличие от обычных кикбоксерских матчей — отсутствие весовых категорий и использование бойцами перчаток соответственно собственному весу: чем легче боец — тем легче перчатки. Благодаря серьезной рекламной «раскрутке» Исии удалось привлечь к участию в К-1 сильных представителей разных стилей каратэ, известнейших бойцов кик-боксинга, муай-тай и кунфу. Одной из звезд, согласившихся попробовать силы в новой формуле, стал и Анди Хуг. Свое решение он мотивировал так: «В каратэ я добился всего, чего можно. Теперь хочу всем продемонстрировать свою силу, выступив в поединках с сильнейшими бойцами кик-боксинга в мире».

15 ноября 1993 г. Анди впервые снял с себя каратэги и вышел на ринг в боксерских трусах и перчатках. Он, конечно, волновался, как сможет провести свой первый профессиональный бой с ударами руками в голову, но все прошло более чем благополучно: за 50 секунд Анди трижды (!) отправил в нокдаун своего соперника — японца Мураками Рюдзи. Дебют получился отменный — чистая победа уже в первом раунде.

4 марта 1994 г. — очередной турнир. Предполагалось, что на нем Хуг в финале встретится с победителем предыдущего «Гран-при К-1» Бранко Скатейком. Несмотря на неблагоприятный прогноз, Анди решил потягаться за корону с этим сильным кикером. Однако добраться до поединка с ним не сумел — потерпел поражение в поединке первого круга с Патриком Смитом. Патрик тогда обрушил на него настоящий град скоростных ударов, к которым Хуг оказался совершенно не готов и проиграл вчистую.

Это поражение так сильно задело самолюбивого швейцарца, что он поклялся отомстить Смиту. Усиленно готовясь к реваншу, в декабре Хуг завоевал титул чемпиона мира по версии Федерации универсального каратэ (UKF) в супертяжелой весовой категории. «Ну, на этот раз победа будет моя», — думал он. Однако фортуна снова отвернулась от него.

В этот раз на «Гран-при К-1» Хуг потерпел сокрушительное поражение нокаутом от Майка Бернардо. Второе поражение нокаутом подряд…

А потом была еще одна неудача — в поединке-реванше с тем же Бернардо… Железный рыцарь Кёкусина на соревнованиях с участием кик-боксерской элиты выглядел не очень здорово…

Начались пересуды: «Анди не приспособлен к боям в боксерских перчатках… Анди себя исчерпал…» Все эти пересуды, естественно, доходили до ушей самого Хуга. Он переживал, но молчал и лишь тренировался все упорнее. Тренировался, потому что продолжал верить в себя.

На следующем «Гран-при К-1» в 1996 г. Анди в первом круге встретился с профессиональным реслером Бартом Вейлом. Несмотря на большое преимущество противника в весе, Хуг за счет превосходства в технике сумел отправить его в нокаут, наконец-то преодолев барьер злополучного первого круга.

Похоже, эта победа позволила Анди успокоиться и расслабиться. В финальном поединке, который проходил двумя месяцами позднее, он дрался блестяще. Легко перемещался, мощно бил кулаками. Не делал ни единой ошибки, ни единого лишнего движения, прекрасно видел противника. Создавалось впечатление, что именно в этом бою реализовались его многолетние усилия по овладению каратэ и огромный опыт. В результате соперник Анди — грозный Бернардо, ранее дважды отправлявший швейцарца в нокаут, сам был повержен нокаутом. В тот день Хуг расквитался с ним сполна, а заодно — получил заветную корону чемпиона элитарного клуба кик-боксеров.

Через полгода, в октябре, Хуг провел поединок с японской звездой Сатакэ. Одна из телекомпаний Японии транслировала его прямым эфиром в прайм-тайм. Благодаря этому швейцарец приобрел поистине всеяпонскую известность — если раньше его имя знали лишь каратисты да поклонники Кёкусина и К-1, то теперь его узнали даже домохозяйки. Хуг стал любимцем публики и за свое мужество и рыцарское поведение на татами и ринге заслужил уважительное прозвище «Голубоглазый самурай».

Не меньше обожали его и на родине — там Хуг стал самым популярным спортсменом. И это при том, что каратэ в Швейцарии — далеко не самый популярный вид спорта, а сам Анди все последние годы почти безвылазно жил в Японии, лишь изредка наезжая на родину.

В К-1 Хуг заработал славу выдающегося бойца. Да, он побеждал не всегда. Его побеждал и Питер Аэртс, двукратный победитель «Гран-при К-1», а его злой гений, поставивший крест на карьере в Кёкусине, Франсиско Фильо снова послал его в тяжелейший нокаут мощнейшим хуком в челюсть… Тем не менее, публика любила швейцарца и всегда с радостью встречала его выход на ринг. А он всегда сполна удовлетворял ее ожидания, демонстрируя высокий класс и неизменное мужество.

31 июля 2000 г. Анди приехал на родину, в Цюрих, чтобы навестить своего сына, Сея, который жил с его бывшей супругой Илонной. Внезапно его самочувствие резко ухудшилось. Анди обратился к врачам, но обследование не выявило у спортсмена каких-либо нарушений здоровья. Однако с ним явно было что-то не в порядке — Хуга периодически бросало в жар и, вроде бы, без всяких причин — по крайне мере, врачи не могли сказать ничего конкретного.

Возвращаясь в Японию, Анди чувствовал себя далеко не лучшим образом. Терялся в догадках, что происходит с организмом. Но все-таки собирался выступить на очередном турнире…

По прилету прямо в аэропорту у Анди обильно пошла носом кровь, а три дня спустя он потерял сознание. Врачи в больнице, куда его поместили, провели тщательное обследование и на сей раз определили заболевание — на левой стороне шеи Хуга обнаружилась злокачественная раковая опухоль…

Страшный диагноз поверг в шок и самого бойца, и всех его близких. Врачи немедленно прибегли к химиотерапии, сделали все возможное, чтобы сохранить Хугу жизнь. 21 августа он пришел в себя, а на следующий день даже почувствовал себя лучше, поговорил по телефону с бывшей женой, поел без посторонней помощи, написал письмо поклонникам…

Однако 23 августа состояние швейцарца резко ухудшилось: кровоточили веки, глазные яблоки, на теле появились кровоподтёки, Анди уже не мог самостоятельно дышать.

…Его сердце останавливалось трижды, но медики возвращали его к жизни. Однако все их усилия были тщетны — в 18 часов 21 минуту 24 августа 2000 года сердце Хуга остановилось навсегда…

Похороны каратиста прошли в храме Ёсифуку-дзи в Токио. Проводить Хуга в последний путь пришли двенадцать с половиной тысяч (!) человек — друзья, известные бойцы — Мацуи Сёкэй, Мидори Кэндзи, Кадзуми Хадзимэ, Николас Петтас, Франсиско Фильо и многие другие. И, конечно же, море поклонников. Даже президент Швейцарии прибыл почтить память своего выдающегося соотечественника, известного гораздо более чем он сам. Хуга провожали под звуки обычного на турнирах К-1 анонса «В правом углу ринга! Анди-и-и! Ху-у-г!!!…» и его любимой песни группы «Queen», под которую он пересекал канаты, — «We will rock you»…