История предательства любимым другом или возможным преемником известна каждому. Когда убийцы обнажили клинки против великого диктатора, Юлия Цезаря, который возможно хотел стать императором, он пытался защитить себя и отражал нападение до тех пор, пока не увидел среди них Брута. В его последних словах: «И ты, Брут, с ними», — выражено глубокое горе, овладевшее им, когда он узнал, что предан человеком, которого любил и защищал.
Я пишу об этом потому, что, вполне вероятно, люди, подобные Бруту, найдутся среди тех, кого я обучал приемом и духу каратэ. Несомненно, я должен спросить себя, почему я любил и обучал такого человека методам защиты каратэ? Конечно, я смог бы его уничтожить. Но вполне возможно, что я бы ничего и не сделал, а только глубоко опечалился. Бесполезно преследовать человека, который уже убежал, и что хорошего в убийстве человека? Но если те, кого преследуют, страдают, то и предавший редко чувствует себя хорошо. Брут и его сподвижники покончили жизнь самоубийством и в бесславии. Предатели теряют всех своих друзей. Часто предательство совершается ради денег или славы. Люди, как правило, отворачиваются от предателей, которые, заканчивают свою жизнь.
В истории Японии имеются много примеров этой печальной истины. Полководец XVI века Ода Нобунага был предан одним из своих соратников, которому нанес поражение более известный полководец Тоетоми Хидэеси и который, в конце концов, был убит крестьянином. Самоубийство предателя Христа — Иуды Искариота, является другим ярким примером. Немало подобных случаев и в истории Китая, Например, Чао Као — главный евнух первого императора династии Цин (3-й век до н. э.), был вероломным человеком, который мог совершить преступление, если оно отвечало его целям. Он был организатором убийства наследника трона, но позднее по приказу правительства был казнен. Его заставили самому себе выкопать могилу. Все дело в том, что мы живем в обществе, связанном взаимными психологическими узами. Возмездие чисто духовное или выраженное социальным осуждением неизбежно падет на человека, предавшего группу людей из своего окружения.
Одной из самых трудных задач, с которой сталкивается человек, является выбор товарищей, которые его не предадут. В равной мере трудно сдержать мысли о предательстве своих товарищей. Социальная кара всегда настигает человека, предавшего своих друзей. И если наказание отмерено, спастись уже нельзя. Это означает, что в выборе друзей надо быть очень осторожным.
Раньше я тренировался в горах один. Я часто следовал по пути одиночества и был заклеймен как еретик представителями других школ каратэ. Но со временем я понял, что человек должен жить в тесном контакте с другими. И когда я увидел, что мое направление каратэ лежит в тесном контакте с людьми, многие сомнения, терзавшие меня. рассеялись.
Я был счастлив со многими хорошими друзьями и учениками, но у меня были и неудачные отношения. Сейчас, обращаясь к прошлому, я понимаю, что большему научился у плохих людей. Горести и страдания были испытанием, ниспосланным мне свыше, чтобы совершенствовать и укреплять меня. Они вызывали более сильную боль, чем удары, наносимые моими противниками в каратэ.