5-7 ноября в Рязанском государственном университете будут проходить сборы под руководством президента Федерации санкан каратэ-до России Алиева Руслана Гинязовича (VII дан, санкан каратэ-до), представителя уникальной японской клановой школы танигава каратэ в России, который живет в Казани. История воинского искусства семьи Танигавы датируется концом 16 века. Основоположником школы являлись кланы двух семей – Танигавы и Кадасами. Все члены кланов являлись вольными самураями, которые зарабатывали тем, что умели воевать. И нередко получалось, что войны кланов сталкивались на поле битвы друг с другом как противники, и побеждал сильнейший.
В начале 17 века в клане Танигавы насчитывалось не более 60 человек, в основном старики и женщины, и благодаря тесным взаимоотношениям с кланом Кадасами они смогли выжить.
После объединения в единый клан, создается хорошо подготовленный отряд воинов, которые смогли не только завоевать уважение правителей, но и стать правительственной гвардией. В основу подготовки воинов вошли разные виды единоборства, а так же искусство врачевания, хирургии, кузнечное дело.
Благодаря тесным торговым взаимоотношениям между Китаем и страной восходящего солнца, некоторые виды боевых искусств адаптировались к местным условиям, изменив не только сущность, но и содержание. Современные историки каратэ-до не отрицают корня боевого китайского искусства, но считают мало эффективным. Хотя если взять историю любой школы каратэ-до, то видно, что мастер или глава школы обязательно посещал Китай с целью изучения воинского искусства. Таким образом произошла встреча между Ли Шимом и войнами клана Танигавы, которые сопровождали японских купцов в Китай. Как гласит легенда, произошла потасовка между Ли Шимом и одним из членов клана. Танигаву заинтересовала ловкость и гибкость Шима в поединке, и он пригласил его продемонстрировать своё искусство для воинов своего клана.
Так семья Танигавы познакомилась с китайской системой воинского искусства Хоу-Удань (кулак-обезьяны), которая прочно вошла в подготовку воинов клана.
Одна из легенд, которая сохранилась в старинных рукописях, хранящаяся в семье гласит, что основу стиля заложил бывший монах монастыря Циэнсы (благой добродетель в провинции Китая Туандуне.) Ли Шим. Как гласит легенда, Ли был выгнан из монастыря за вольнодумство и непокорство настоятелю.
С детства Ли Шим увлекался боевыми искусствами. Примкнув к бродячим артистам, он покинул отчий дом. Несколько лет он развлекал людей на базарных площадях, изображая разных животных. Но однажды Ли встретил человека по прозвищу Гао Шань (высокая гора). Тот взял его в услужение себе. Ему понравилось трудолюбие и ум юноши. В знак своего расположения он передал ему боевое искусство обезьяны, которым владел в совершенстве. По достижению 20 летнего возраста по настоянию Гао Шань Ли Шим отправился для получения образования в монастырь Циэнсы, в котором преподавались боевые искусства. На протяжении нескольких лет Ли Шим изучал приемы самозащиты, медицину, философию буддизма.
По преданию после сдачи экзаменов Ли Шим в знак несогласия с порядками, которые установил новый патриарх, пришедший на смену недавно умершему настоятелю, покинул стены монастыря и поклялся никогда не переступать порога этой обители и не прикасаться к одежде монаха.
На протяжении многих лет Ли Шим скитался по поднебесной в поисках великой добродетели.
В основу философии Ли Шим избрал семь великих добродетелей, которые отражают степень понимания жизненной сущности учения:
* Добродетель пустоты (белый);
* Добродетель пустыни (жёлтый);
* Добродетель воды (синий);
* Добродетель лесы (зелёный);
* Добродетель огня (красный);
* Добродетель земли (коричневый);
* Добродетель железа (чёрный).
Вернувшись назад к своему учителю, он нашел только пустой дом, на входе которого висела чёрная ткань с надписью «Оставляющий след, да оставит след на земле».
Ли Шим поклялся продолжить учение своего учителя. На протяжении 10 лет он упорно занимался со своими учениками, которых разыскивал сам, тем самым умножал учение своего учителя.
Один из самых ярких отрезков времени для семьи Танигавы был 18 век. Период, когда страну потрясали бесконечные дворцовые заговоры и междоусобные войны, разрозненность крупных и мелких княжеств давали возможность на территориальные претензии, которые в свою очередь приводило к тайной войне между собой. В результате, наместники префектур организовывали нападения на соседние территории, захватывали мелкие деревни и подчиняли себе. Чиновники императора, видя свою выгоду в раздорах и междоусобицах, не докладывали ему обо всём и предпочитали отмалчиваться. Чтобы защитить себя от грабительских нападений, многие наместники префектур нанимали хорошо вооруженных воинов кланов. Одним из них был клан Танигавы, который насчитывал более 200 человек. В этом клане воинами были не только мужчины, но и женщины. Женщины также с малых лет обучались воинскому искусству. Они умели не плохо владеть не только оружием, но и метко стрелять из луков. На протяжении почти столетия клан Танигавы с честью и доблестью выполнял свой долг самураев. Благодаря этому некоторые члены семьи приглашались во дворец императора в качестве наставников для обучения и подготовки стражи императорской гвардии.
В годы окупации Китая Японией, произошла встреча между Лу Синем и Иоси Кадасами. Как гласит история Лу Синь был хранителем Китайской школы «хоу-удань», чтобы укрепить и сохранить традиции воинского искусства он нашел в лице Иоси Кадасами покровителя. В свое время Иоси Кадасами изучал боевые искусства Окинава-Тэ. В эти годы любое поползновение возрождения на территории Китая воинского искусства каралось смертью. И всё же Лу Синь вместе с Иоси Кадасами удалось доказать правительственным чиновникам необходимость возрождения китайской школы и конечно с японским духом.
Чиновники усмотрели в этом пользу, они понимали, что впоследствии можно будет использовать школу в качестве резерва для пополнения жандармских рядов.
Под руководством Иоси Кадасами Лу Синь изучал традиционное японское каратэ-до, будзюду. Лу Синь считал, что воину необходимо знать оружие предполагаемого противника. Изучая учение двух народов складывалась промежуточная техника, которая давала ряд преимуществ, как работа с оружием, так и техника пустой руки.
Во время партизанской войны Лу Синь был арестован по подохрению в содействии сопротивлению, но благодаря ходотайству господина Кадасами и Танигавы был в скоре освобожден.
Лу Синь умер в 1985г. На 66 году жизни.
Вот так произошло слияние двух великих культур. Как бы не менялись политическое течение, воинское искусство всегда будет сохраняться, как культура развития человека.
К концу 1943г. Клан семьи Танигавы организовали школу телохранителей в г. Токио и Нагасаки под названием Ссекай сик рю.
После окончания второй мировой войны произошел раскол между Кланами Танигавы и Кадасами.
Причиной явились политические амбиции кланов. Руководители клана Кадасами не хотели смириться с оккупацией Японии американскими захватчиками и выступили против миролюбивой политики клана Танигавы. На протяжении десяти лет происходило соперничество между ранее дружественными кланами. В середине пятидесятых большое внимание стало уделяться возрождению японского духа, тем самым возникла ситуация, которая помогла подхлестнуть развитие воинского искусства. Уже к началу семидесятых в Японии насчитывалось несколько десятков школ, которые сотрудничали с правительством в подготовке не только полицейских, но и кадровых военных национальной гвардии Японии.
В свою очередь этот момент помог воссоединить два конкурирующих клана. Которые объединились в одну единую школу Воинского искусства. В 1964 году было принято решение об открытии официальной школы в г.Токио и вступлении в Всеяпонскую Ассоциацию традиционного каратэ-до под названием «Санкан каратэ-до» под руководством одного из старших членов клана Юкэна Танигавы.
В 2005 году Юкэна Танигава скончался на 102 году жизни. Эстафету принял его правнук Сейко Танигава.
На сегодняшний день школа семьи Танигавы является популяризованным видом каратэ-до так как считается клановым искусством, для ограниченного количества лиц и очень отличается не только по технике выполнения, но и по сути философии. Вся система подготовки направлена не на быстрый результат, что в спортивном каратэ-до это необходимо, а постепенное изменение тела и психики занимающегося. Поэтому в Европейских странах этот вид не пользуется успехом. В Японии школа Танигава-рю (Санкан каратэ-до) одна из малочисленных школ и насчитывается не более 5 школ в общей сложности около 1000 человек.