Поединки по правилам синкэн сёбу, что в переводе с японского означает «поединок на настоящих мечах» или, если дословно, «бой на смерть» появились совсем недавно.
В 2007 году состоялся первый в истории чемпионат Японии по этим чрезвычайно жёстким правилам и с тех пор данное направление продолжает активно развиваться. Многие спортсмены, занимающиеся полноконтактным каратэ, уже давно говорят о необходимости повсеместного введения подобных правил в соревновательную практику. Однако всё новое всегда несёт в себе не только массу изменений, но и проблемы, которые связаны, прежде всего, с подготовкой тренерско-преподавательского состава.
В конце октября в Рязанском государственном университете имени С.А.Есенина
— Сергей Борисович, русский перевод названия звучит довольно грозно, но если подходить с практической стороны, спортсмены ведь не убивают друг друга во время поединка?
— Действительно, эти правила признаны одними из самых жёстких во всех видах единоборств, потому что позволяют ведение боя в полный контакт с применением практически всех типов приёмов — ударов руками и ногами, локтями и коленями, бросков, болевых и удушающих приёмов, причём как в стойке, так и на полу. Разумеется, такие поединки проходят в специальном защитном снаряжении. Это шлем, защищающий виски, затылок и лицо. Также используются перчатки с обрезанными пальцами. Бойцы должны быть одеты в каратэги (кимоно), ведь на улице, как правило, приходится драться в одежде и с одетым противником, а не голышом.
— Правила синкен сёбу базируются на киокусинкай каратэ, которое уже зарекомендовало себя очень зрелищным контактным видом спорта. Чем была обусловлена необходимость ещё более ужесточать правила?
— Многие поклонники боевых искусств, признавая несомненную эффективность и жёсткость киокусинкай каратэ как контактного стиля, упрекают его только в одном — отсутствии ударов руками в голову. Поэтому настоящим прорывом можно считать результат многолетних трудов Хацуо Роямы, президента Всемирной федерации киокушин-кан каратэ, и его ближайшего помощника мастера Хиросигэ, претворивших в жизнь идею введения в правила разрешений на удары руками в голову в кумитэ (спарринге). Можно сказать, что это то, чего давно ждали многие поклонники боевых искусств.
— Такие правила уже используются в целом ряде направлений и школ боевых искусств. Не боитесь, что потеряется специфичность стиля?
— Безусловно, во многих школах и направлениях есть подобные правила. Однако следует отметить, что большинство школ контактного каратэ, где основой технических действий являются удары в голову, произошли именно из киокушина. Кроме того, наши правила коренным образом отличаются от всех ныне существующих. Дело в том, что в их основе лежат совершенно различные предпосылки. Во всех существующих версиях правил предполагается, что противники ведут поединок, то есть сражаются один на один. Синкен сёбу разрабатывались, исходя из концепции каратэ как искусства ведения боя сразу с несколькими противниками. И это — два совершенно разных подхода, потому что то, что возможно в бою один на один, оказывается совершенно невозможным в бою с несколькими противниками. Например, вы не можете несколько минут спокойно возиться на полу, пытаясь провести болевой или удушающий приём, потому что в этом случае товарищи вашего противника атакуют вас со спины и моментально прикончат. Точно так же вы не можете просто стоять в обоюдном захвате и так далее. Правила синкэн сёбу всё это учитывают. Так, на проведение броска, болевого или удушающего приёма отводится только три секунды. Это нацеливает бойцов на совершенствование своего мастерства, причём именно в каратэ, потому что такие правила дают преимущество именно тому бойцу, который на высоком уровне владеет классической техникой каратэ.
— Как повлияли нововведения на традиционное киокусинкай каратэ?
— Правила синкэн сёбу совершенно изменили рисунок боя. Дистанция стала больше, бойцы вынуждены совершенствовать свою технику защиты, в первую очередь головы. Реалии современной жизни таковы, что на улице не бывает таких драк, когда бы не били по голове кулаком. В такой ситуации прежде всего нужно уметь маневрировать, противодействовать захватам, броскам, болевым и удушающим приёмам. Это действительно подлинное, великолепное каратэ, в котором применяется та техника, которую мы отрабатываем в базовой тренировке.
— Сергей Борисович, рязанские сборы собрали довольно внушительное для региональной федерации число участников. С чем это связано?
— Дело в том, что сборы были посвящены новому и, можно сказать, уникальному направлению в современных восточных единоборствах в целом и в спортивном каратэ в частности. Интерес же со стороны российских спортсменов к этому направлению киокусинкай каратэ вызван, прежде всего, желанием испытать свои силы в будущих соревнованиях, которых с каждым годом становится всё больше. В рязанской федерации, которая существует на базе Рязанского государственного университета имени Есенина, накоплен большой методический и практический опыт по преподаванию различных направлений киокусинкай каратэ. Инструкторы постоянно посещают международные школы и семинары, выступают на спортивных состязаниях, а также судят крупные соревнования. Благодаря этому, сборы, которые мы проводим ежемесячно, и пользуются такой большой популярностью.
— В ноябре пройдут очередные сборы?
— Да, в эти выходные пройдут трёхдневные сборы под руководством президента Федерации санкан каратэ-до России Алиева Руслана Гинязовича (VII дан, санкан каратэ-до), представителя уникальной японской клановой школы танигава каратэ в России, который живет в Казани. Мы уже давно хотели его пригласить, и нам это не так давно удалось. В ходе сборов будут рассмотрены основные аспекты ведения занятия инструкторским составом, рассмотрена основная базовая техника классической школы санкан каратэ, а также работа с традиционным оружием. Обмен методиками занятий, личными наработками и опытом работы между участниками семинара. Будут рассматриваться вопросы будоменеджмента. На эти сборы по традиции будут приглашены спортсмены и инструкторы, занимающиеся контактными видами единоборств и киокусинкай каратэ, вне зависимости от принадлежности к организациям не только из Рязанской области, но и со всей России.
Александр Джафаров.