РОЯМА ХАЦУО
За полувековую историю школы каратэ-до Кёкусинкай в ней было немало мастеров удара лоу-кик, или, как его называют японцы, гэдан маваси-гэри. Однако подлинным гением этого сокрушительного удара специалисты единодушно называют Рояму Хацуо. Не случайно журналисты прозвали его «смертельной алебардой» и «демоном лоу-кика».Хацуо Рояма привнёс в каратэ приём в новом свете. Ранее этот удар в Кёкусинкай выполнялся, в основном, в качестве подсечки, как подготовительный приём выведения противника из равновесия, после чего следовал более мощный удар. Рояма же стал использовать лоу-кик как самостоятельный мощный удар, нацеленный на бедро противника. При отработке этого удара Рояма повторял его ежедневно по несколько тысяч раз, пока его голени не опухали, а в моче не начинала появляться кровь.
Рояма Хацуо родился 31 марта 1948 г. в городе Гёда в префектуре Сайтама. Рос слабосильным пацаном, у которого, по собственному признанию, «не было ни грамма уверенности в себе». Однажды Хацуо стал свидетелем сцены, когда парень не особо впечатляющего телосложения, оказавшийся впоследствии каратистом, ловким приемом сбил с ног внушительного «бригадира» молодежной шайки. Это произвело такое впечатление на Хацуо, который в то время учился в первом классе повышенной общеобразовательной школы (по нашему – был десятиклассником), что 3 октября 1963 г. он постучался в двери Ояма-додзё –частной школы каратэ Оямы Масутацу (названия «Кёкусинкай» еще не было) и попросился в ученики. В это время Хацуо еще не думал о высоких идеалах каратэ – это придет позже. Он просто хотел «стать посильнее» — видимо, всему свое время, и начинать нужно с малого. Рояме посчастливилось застать в зале основателя Кёкусина целую плеяду замечательных мастеров. Кроме Оямы, в Ояма-додзё в тот период на правах заместителей сосая (сихандай) преподавали такие замечательные инструкторы, как Куросаки Кэндзи, Исибаси Масаси и Ясуда Эйдзи. В этом зале тогда искали силу будущие звезды Кёкусина, каждый из которых оставил яркий след в истории каратэ: Ояма Сигэру, Ояма Ясухико, Года Юдзо, Като Сигэо, Фудзихира Акио, Одзава Итиро, Накамура Тадаси и др.Упорный, выносливый и, как вдруг выяснилось, в действительности очень смелый Рояма прогрессировал чрезвычайно быстро. Ему не исполнилось еще и двадцати, как Ояма Масутацу уже назначил его инструктором додзё при штаб-квартире Кёкусин кайкан. Казалось все шло великолепно, и Хацуо уже считал себя чрезвычайно сильным бойцом.
Однако эти иллюзии развеялись, как дым, когда в хомбу Кёкусин кайкан приехал на стажировку голландский гигант Ян Калленбах, ученик знаменитого Йона Блюминга. Поединок с Калленбахом, во время которого значительно уступавший сопернику в росте и весе Рояма буквально летал по залу, заставил его крепко задуматься: а так ли уж эффективно боевое искусство каратэ? Разочарованный Рояма покидает Кёкусин и отправляется на поиск подлинной силы. В период 1967 – 1972 гг. он занимается кикбоксингом и выступает на профессиональном кикбоксерском ринге (кикбоксерский дебют Роямы состоялся в сентябре 1968 г., он выступал тогда под боевым псевдонимом Арагоро – «Пятый сын – вихрь»), изучает Тайкикэн, внутренний стиль кэмпо с китайскими корнями, под руководством его создателя знаменитого мастера Саваи Кэнъити, а затем каратэ – у великого мастера Накамуры Хидэо. Именно Накамура вернул Хацуо веру в эффективность каратэ, объяснив методику тренировки и указав правильный путь. В результате Рояма возвращается в школу Кёкусинкай. За годы его отсутствия в Кёкусине многое изменилось. В частности, начали проводиться открытые чемпионаты страны. Уже через считанные месяцы после возвращения в школу Оямы Масутацу, 4 ноября 1973 г. Рояма Хацуо дебютирует на V чемпионате Японии и сразу же становится чемпионом. Именно на том чемпионате страны Рояма впервые и продемонстрировал свой магический лоу-кик, причем это явилось настоящим шоком для соперников.
В принципе, лоу-кик был известен бойцам Кёкусина и до Роямы. Но ранее он применялся в основном либо в варианте, близком к подсечке, с расчетом вывести противника из равновесия, либо в расчете на болевой эффект как хлесткий, поверхностный маваси-гэри по ноге. Рояма же начал бить лоу-кик на «пробив» ноги, буквально скашивая, словно алебарда, своих соперников и полностью выводя их из строя. Фактически, это был совершенно новый, неожиданный для противников прием. И хотя его техника в то время еще не была досконально Роямой разработана, этот специфический удар оказался чрезвычайно эффективным, и свидетели его сокрушительного применения на V чемпионате Японии моментально окрестили Хацуо «Демоном гэдан маваси-гэри». Применение лоу-кика так понравилось самому его автору, что он решил всерьез сконцентрироваться на его совершенствовании и отработке. «Я тренировал этот удар ежедневно вплоть до появления крови в моче. Сначала я набил джутовый мешок песком и каждый день наносил по нему 2-3 тысячи ударов ногой от колена и ниже. Потом я стал приматывать веревкой соломенную подушку к стоячему дереву и бил по ней. Так я отрабатывал этот удар и на тонких, и на толстых деревьях. Поначалу от этих упражнений у меня распухали голени, но потом ко мне пришла уверенность в том, что я не получу при ударе никакой травмы, появилось неодолимое желание бить по всему, у чего есть «ноги» — по стульям, столам… Даже сидя в чайной я не мог угомониться», — вспоминает Рояма Хацуо. Выступая в 1974 г. на VI Чемпионате Японии Рояма снова применял свой фирменный прием и завоевал «бронзу», уступив будущему первому чемпиону мира Сато Кацуаки (1-е место), который был готов выскочить тогда из кожи, лишь бы доказать, что он достоин звания чемпиона страны (вторым тогда стал Адзума Такаси, будущий основатель Дайдо-дзюку кудо). О том, как к нему пришла сама идея лоу-кика, Рояма Хацуо рассказывает так: «К мысли о том, что лоу-кик нужно бить не как подсечку, а словно разрубая алебардой ногу противника, попавшую в пределы досягаемости моего «оружия», я пришел накануне I чемпионата мира. Я тогда подумал, что не нужно рассматривать этот удар как вариант подсечки, которая применяется для подготовки другого технического действия, и что мишенью для удара должна быть сама нога противника. Поскольку в то время гэдан маваси-гэри еще не применялся, я попробовал наносить удары ногами по ногам противников и сразу увидел, что им это не нравится. Наверное, именно тогда мне в голову и пришла мысль: коль скоро такие удары по ногам никому не нравятся, так, может быть, стоит над ними поработать и превратить их в такую технику, которая действительно никому не будет нравиться?!
Однако при отработке гэдан маваси-гэри невозможно наносить удары в полную силу товарищам по занятиям в додзё, и я не мог удостовериться в эффективности своей техники. Поэтому перед чемпионатом мира я буквально горел желанием как можно скорее проверить результаты своих тренировок. В итоге родился «убийственный» лоу-кик. Именно с помощью этого удара я смог одерживать чистые победы – иппоном – на чемпионате мира в поединках с иностранными бойцами». На I чемпионате мира Рояма уверенно дошел до финала, одержав победы над несколькими противниками-иностранцами, в том числе над очень сильным американцем Чарльзом Мартином. В поединке за «золото» Рояма встречался со своим «обидчиком» на предыдущем чемпионате страны Сато Кацуаки. Пропустив удар ногой в голову, хотя и не очень сильный, но все же потрясший его, он уступил Сато по решению судей и в итоге занял 2-е место. Впрочем, с тем, что Рояма был достоин тогда только «серебра» были согласны далеко не все. Так сам сосай Ояма Масутацу в предисловии к книге Роямы Хацуо «Моя жизнь – каратэ» написал: «Я никогда не забуду финальный бой на I Чемпионате мира по каратэ-до, где он с Сато Кацуаки дрался не на жизнь, а на смерть. Я видел этот бой и позволю себе добавить, что, к чести Роямы, он был ничуть не хуже, а может быть, и лучше противника, пусть в результате по решению судейской бригады он и проиграл по очкам». Возможно, эта оценка великого мастера не совсем беспристрастна – уж очень понравилась ему замечательная находка ученика – сокрушительный лоу-кик, который впоследствии стал визитной карточкой Кёкусин каратэ.
Поклонники Кёкусина имели возможность увидеть Рояму в деле и в 1979 г. на II Чемпионате мира, причем в качестве капитана японской сборной. Но в тот раз мастер лоу-кика, который уже ни для кого не был диковиной, дошел только до четвертьфинала, после которого врачи сняли его с соревнований из-за серьезной травмы – перелома нескольких ребер. На этом Рояма Хацуо завершил свою спортивную карьеру и целиком сосредоточился на преподавании каратэ. На протяжении вот уже полутора десятков лет имя Роямы Хацуо связано с Россией и с развитием российского каратэ. Впервые в Советский Союз мастер приехал в 1990 г. во главе делегации, в которую входило 22 бойца Кёкусина. На фестивале боевых искусств в Киеве возглавляемая им команда провела эффектные показательные выступления и приняла участие в турнире наряду с командой сильнейших бойцов СССР, которую привез в столицу Украины А. И. Танюшкин. В том же году Ояма назначил Рояму Хацуо ответственным за развитие Кёкусин в Советском Союзе. После смерти основателя школы Кёкусин Оямы Масутацу в апреле 1994 г. Рояма Хацуо становится Верховным советником Международной организации каратэ (IKO), а также куратором регионов бывшего СССР и стран Дальнего Востока. Однако 13 января 2003 г., будучи недоволен политикой руководства IKO, коммерциализацией Кёкусинкай и искажением подлинного духа каратэ Оямы, он создает отдельную Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до. Сегодня Рояма Хацуо – обладатель 9-го дана Кёкусин, автор многих книг по философии и практике каратэ. И руководитель одной из самых перспективных организаций каратэ — Международной организации Кёкусин-кан каратэ-до.