Девальвация «черного пояса»

«Так заткни свою пасть и покажи сначала,
что ты умеешь драться и учить!»
Йон Блюминг
10-й дан каратэ Кёкусин будокай,
9-й дан дзюдо Кодокан.

Многие века тайны восточных единоборств были открыты только для избранных. Лишь в двадцатом веке боевые искусства стали доступны для широкого круга людей. Сейчас в мире огромное многообразие школ боевых искусств и миллионы адептов. Но редко говорят о минусах популяризации. О девальвации «чёрного пояса», да и самого понятия каратист многие мастера рассуждают уже давно. Авторам интернет-проекта «Мастерская каратэ» эта тема видится актуальной и интересной.

Раньше считался тот клуб каратэ круче, в котором занимаются бойцы более высокого класса. Сегодня круче та организация, у представителей которой больше «сержантских» нашивок на поясах. Общаясь с мастерами каратэ, которые встали на путь боевых искусств задолго до рождения автора, и с мастерами моложе, выясняется, что мнения их схожи: раньше люди тренировались более усердно, выкладываясь на тренировках на сто процентов. А целью этих упорных тренировок было стать лучше себя вчерашнего. Об аттестациях даже никто и не думал, а получение заветного чёрного пояса было чем-то заоблачным. Только усердные бойцы могли аттестоваться на мастерскую степень и стать обладателем чёрного пояса.
Сегодня ситуация изменилась — обладатели чёрных поясов уже давно не боги и не полубоги, а сами пояса раздаются направо и налево. Во многих залах преподаётся не эффективное боевое искусство, а фитнес в каратэ-ги. В настоящий момент можно заметить интересные метаморфозы, произошедшие и с понятием «мастер боевых искусств», и со словосочетанием «черный пояс». Непосредственно или косвенно это связанно с деньгами.
Однажды, я нашёл в своём почтовом ящике рекламную листовку секции каратэ. Я бы не заинтересовался этим рекламным продуктом, если бы не рекламировался этой листовкой стиль, который я изучаю. Дело в том, что стиль достаточно маленький, мало где преподается, а неделей раньше вышла передача по телеканалу REN-TV о моём учителе и естественно о стиле, которым он занимается. Я подумал, что рекламная листовка — это развод на деньги и решил позвонить, узнать, что и как. Конечно, я прикинулся лохом педальным. Чего мне только не наговорили, но когда мой вопрос коснулся поединков, мне сказали, что, так как я новичок, то к поединкам я смогу приступить только года через два-три, если у меня всё хорошо будет получаться. А в конце «сэнсэем» было сказано, что если я так хочу научиться драться, то мне лучше пойти заниматься рукопашным боем, каратэ для этого не подходит. Я не выдержал и положил трубку — большей чуши я ещё в жизни не слышал. При этом плата за занятия и право называться каратистом составляла около пятидесяти долларов. По-моему, пятьдесят баксов можно потратить умнее.
Но если есть спрос, то обязательно появляется предложение и наоборот.
«…Удивительная ситуация… как только входишь в Интернет, волосы встают дыбом, — говорит главный редактор журнала «Будокан» Александр Куланов — Чего только там нет: и всяческие мастера уральского ниндзюцу, и продажа сертификатов на даны — «недорого и с печатью»… Недавно одна японка спросила у меня, не нужен ли нам тренер по каратэ — у неё муж хочет преподавать. Я поинтересовался его опытом занятий, оказалось, он никогда ничем не занимался. Просто услышал, что в России это популярно и решил «срубить» денег!1.
Большой путь можно проходить и с меньшими усилиями. Если есть деньги, то всё рядом, всё есть, выбор богатый. Можно предположить, что если есть какие-то коммерческие пути достижения высокого статуса в боевых искусствах, то они будут, несомненно, использованы. Если тяжело идти по традиционному пути, люди начинают искать какие-то более легкие обходные пути.
Один из первых вопросов, который задают люди, приходя заниматься будо: «А сколько времени потребуется, чтобы получить чёрный пояс?» — этот человек пришёл сразу за поясом, но это уже не боевое искусство, не Путь воина. Честно говоря, часто приходится слышать нытьё: я уже занимаюсь целых два месяца, а у меня всё ещё белый пояс.

Не каждый способен ежедневно тренироваться, превозмогая себя, да и не каждому это дано. И уж совсем не многим удаётся достичь такого уровня, когда учитель вручит им чёрный пояс. Многие находят себе какие-то «школы» полегче, чтобы получить пояса постарше. Однако не лучше ли быть уверенным хорошим обладателем степени первый дан, чем низкокачественным пятым?
— Вы такой классный, пойдемте со мной, я Вам присвою высокий дан, ведь в этом клубе (стиле) у Вас всего лишь первый. Переходите к нам!
Участником подобного разговора стал мой сэнсэй, ему предложили следующее: «У меня к тебе конкретное предложение. Когда ты вернёшься в Москву, я тебя возьму к себе старшим инструктором — наравне с лучшими мастерами. Я тебе присвою третий дан, буду платить двести долларов в месяц. Что скажешь?2» Сказать, что это предложение, высказанное в незатейливой форме, не покоробило моего учителя — не сказать ничего. Он довольно резко ответил, что 1-ый дан, полученный от основателя стиля Икэды за победу на Всеяпонском чемпионате, его вполне устраивает, и что он состоит в японской организации «Дзёсинмон» и предложение президента Евроазиатского союза Дзёсинмон Шорин-рю ему не интересно.
Вот, о чём Йон Блюминг рассказывает в своих воспоминаниях: «В аэропорту меня кто-то окликнул. Я обернулся и увидел Касэ — мастера школы Сётокан, представителя Японской ассоциации каратэ. Он подошёл и поздравил меня с присвоением мне 7-го дана. Когда я сказал, в прошлом году получил только 6-й и что у меня нет 7-го дана, Касэ громко рассмеялся и сказал: «А знаете, мне присвоили 7-й дан, потому что руководство Японской ассоциации каратэ откуда-то узнало, что Вам уже присвоили эту степень.3» После этого Блюминг задал вопрос Касэ о присвоении черных поясов Бонтье и нескольким другим старым учителям дзюдо, хотя знал, что в Японии их не оценили бы и на 6-й кю. На это Касэ ответил, что его вынудили это сделать, потому что «чёрные пояса» пригрозили ему, что в противном случае они воспрепятствуют становлению Сётокан каратэ-до в Голландии.
Я знаю одного японского «мастера», живущего в Москве. Какое-то время, ещё учась в университете в Японии, он занимался Уэти-рю. Не так давно он подружился с одним влиятельным японским мастером каратэ, стал заниматься этим направлением боевых искусств, и уже через пару лет стал счастливым обладателем высокой мастерской степени. Бойцы из этого стиля говорят, что все его аттестации на мастерские степени — профанация. Говорят, что он даже ногу задрать вверх не может, а когда речь заходит о кумитэ, то он, ссылаясь на якобы больные колени, тот час ретируется. Но ему каждый год в торжественной обстановке вручается новый диплом о присвоении более высокой мастерской степени. Наверное, это было бы не возможно, будь он не японец.
Политика часто оказывается важнее честного присвоения мастерской степени. Неслучайно большинству так называемым «мастерам» регулярно достаётся в уличных драках. Большинство таких «сэнсэев» похожи на маленьких царьков, правящих в своих додзё, как им хочется, и зарабатывающих деньги самым лёгким для них способом, не требующим от них проливать пот и напрягаться. Именно поэтому они оказываются не в состоянии защитить себя в реальной драке даже с дилетантом, потому что их каратэ по большей части — фарс. Подтверждение этому можно найти и в мемуарах Блюминга. «…В 1979-м году, во время очередной летней школы. Люк Холландер дал задание всей группе проплавать в бассейне час, и когда время закончилось, свистнул в свой маленький свисток… Все выскочили из воды. Все, кроме одного маленького, но крепкого парня. Тогда Люк подошел к бортику бассейна, шлепнул парня по голове и сказал, чтобы тот пошевеливался. Одним тигриным скачком парень выскочил из бассейна и залепил Люку прямо между глаз такой удар, что тот упал в нокауте. Оказалось, что это был член голландской национальной сборной по гимнастике…»
А иногда из-за политики людям мастерские звания отказываются повышать. Блюминг упоминает в своей книге о его старом сихандае из додзё в Утрехте, который начал тренироваться с Блюмингом в 1963 году и получил чёрный пояс раньше Люка Холландера. В наказание за отказ платить сверх нормы Люку (в то время руководителю Европейской организации Кёкусинкай-кан) вплоть до 1994 года незаслуженно оставался обладателем лишь 3-го дана4.
Если вышеизложенные примеры имеют общемировой характер, то есть, конечно, и сугубо постсоветские аспекты. На которые повлияла историческая ситуация начала 1990-х годов — развал Советского Союза и последующая приватизация всего возможного, включая и стили каратэ. Во многих стилях появились пожизненные председатели, что зачастую не способствует развитию стиля. Многие адепты подобных стилей и федераций разбегаются кто куда. И это понятно. В таких стилях улучшать своё мастерство практически невозможно, ведь много наших «патриархов» имея первый или второй дан получали сразу шестой, а особо шустрые и десятый. Да и сами федерации создавались как чей-то личный бизнес или же просто для отмывки криминальных денег. Сегодня единицы федераций, которыми управляют грамотные менеджеры, маркетологи и действительно талантливые сэнсэи. Ходят слухи, что один из крупных сэнсэев был отстранён от управления стилем из-за того, что на Чемпионате мира 2004, проходившем в Москве, он «наварил» полмиллиона долларов.

В настоящее время стало очень много обладателей мастерских степеней по разным стилям каратэ, несмотря на это получить чёрный пояс становиться проще с точки зрения технических нормативов, но, с другой стороны, это становиться очень обременительно для бюджета. Например, сегодня в некоторых клубах аттестация на первый дан (без участия приглашенных высокопоставленных гостей) обойдется в 250 долларов США. Причём ясно, что, заплатив подобную сумму перед экзаменом, долгожданный пояс ваш, как бы криво у вас не двигались ручки-ножки.

В заключении я бы хотел поделиться вот какой информацией. Одна из федераций боевых искусств присвоила Коржакову А. В. (заместитель председателя Комитета Государственной Думы Р.Ф. по обороне, бывший глава Службы безопасности при Президенте Р.Ф.) почётный 6-й дан, притом, что сам Коржаков занимался только боксом и волейболом.
Почётный 5-й дан присвоен Евразийской Федерацией Каратэ-до Сито-рю. Степашину С. В. — председателю Счётной палаты. Степашин хоть и «силовик», а каратэ не занимался никогда. Его вид — легкая атлетика. В молодости он получил звание мастера спорта.
Юрий Михайлович Лужков в ноябре 2005 года получил степень 9-ый дан по Окинава Годзю-рю каратэ.
Владимир Владимирович Путин является обладателем таких почётных степеней, как 9-й дан дзюдо, 9-й дан Окинава Годзю-рю каратэ, 5-ый дан Кёкусинкан каратэ-до. Список можно продолжать до бесконечности.
Чем руководствуются те или иные федерации сказать сложно. Неужели нельзя ограничатся вручением благодарственных грамот? Зачем нужно задевать чувства людей, которым эти регалии достаются за их пролитые пот и кровь.

Большой мастер каратэ Сигэру Исидзука сказал: «В каратэ приходят либо агрессивные люди, любо с комплексами в надежде от них избавиться5». Увы и ах! У кого-то эти комплексы так и остаются, другие научились на этих комплексах неплохо зарабатывать.

Ефремов А.Г. http://www.karate.msk.ru/index.php?view=35&id=1

 

Литература
1 Майстровой В. Школы боевых искусств — это породы. // Боевые искусства Японии. Будокан., №4, 2005 г. — С. 22
2 Натаров В. А. Осс! (20 лет в каратэ) — М.: ООО Издательский дом «Хякуман», 2004. — С. 179
3 Блюминг Йон. От уличного хулигана до десятого дана. — М., ООО «Будо-спорт», 2004. — С. 171
4 Блюминг Йон. От уличного хулигана до десятого дана. — М., ООО «Будо-спорт», 2004. — С. 194
5 Натаров В. А. Осс! (20 лет в каратэ) — М.: ООО Издательский дом «Хякуман», 2004. — С. 9.