Интервью Михаила Слепенчука

Михаил СЛИПЕНЧУК: «НАША ЗАДАЧА — ДОБИТЬСЯ ВКЛЮЧЕНИЯ КАРАТЭ В ОЛИМПИЙСКУЮ ПРОГРАММУ»

О работе по продвижению каратэ в олимпийскую программу «СЭ» рассказал президент Федерации кекусин-кан каратэ-до России, один из основателей этого вида в нашей стране Михаил Слипенчук.

46-летний Слипенчук — человек крайне энергичный и крайне занятой. Президент Федерации кекусин-кан каратэ-до России занят в самых разных сферах бизнеса, намерен найти Атлантиду и отыскать в Байкале золото Колчака. Однако для беседы с нашим корреспондентом генеральный директор ИФК «Метрополь» время нашел.

— Складывается впечатление, что наличие великого множества стилей несколько размывает суть каратэ и не способствует узнаваемости этого единоборства. Вы так не считаете?

— Такое ощущение может сложиться у любого новичка, желающего выбрать для себя «самое сильное единоборство». Действительно, стилей каратэ столько, сколько деревень в Японии. Однако на вершине мастерства все стили равны, и побеждает лишь сильнейший духом. Самое сложное в любом стиле — это победить себя.

Вообще же существуют два течения — контактное каратэ и бесконтактное, хотя и такое разделение достаточно условно. Просто полный контакт в бесконтактном каратэ не предусмотрен только на время турнира: на тренировках же бойцы готовятся по-настоящему. Ну а внутри каждого из направлений — большое количество школ, которые зачастую отличаются одна от другой лишь некоторым набором правил.

Все эти нюансы, естественно, вызывают некоторый сумбур в головах новичков и не способствуют консолидации стилей. Во всяком случае, именно из-за этих противоречий, как мне кажется, каратэ до сих пор не стало олимпийским видом спорта, хотя по массовости это боевое искусство превосходит многие олимпийские дисциплины. В ближайшие годы ситуация будет быстро меняться, хотя бы в силу того, что Россия показала пример консолидации единоборств, создав Российский союз боевых искусств, который возглавили Юрий Петрович Трутнев и Сергей Владиленович Кириенко. В состав РСБИ вошли большинство национальных федераций.

Кстати, кекусин-каратэ тоже исторически был разделен на несколько федераций: после ухода основателя стиля Масутацу Ояма в 1994 году многие его ученики основали свои стили и течения. Россия показала пример объединения, создав Ассоциацию кекушинкай России, которую возглавил Трутнев — министр природных ресурсов, обладатель черного пояса (пятый дан). По этому же примеру была предложена модель объединения кекусина и на международном уровне. В мае этого года в Москву приезжали международные руководители нескольких основных федераций, в том числе Хацуо Рояма (президент Международной федерации кекусин-кан каратэ-до. — Прим. «СЭ»). Было подписано соглашение о создании Международной ассоциации кекусин-каратэ. Наша стратегическая цель — включение кекусин-каратэ в олимпийскую программу.

— Каратэ, к слову, вошло в составленный исполкомом МОК список дисциплин, претендующих на включение в программу Игр-2020. Вот только из восьми видов спорта добавлен в 2013 году будет лишь один…

— Предстоит много работы. Для объединения каратэ под олимпийским флагом мы предложили выделить три дисциплины — контактное и бесконтактное каратэ, а также ката (формализованная последовательность движений, связанных друг с другом принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. — Прим. «СЭ»). Ката почти идентична во всех стилях, поскольку истоки у всех одни. Можно выбрать пять — десять универсальных ката, которые будут приняты и выучены всеми школами, подобно произвольной программе в фигурном катании.

— Вот уже семь лет вы стоите во главе Федерации кекусин-кан каратэ-до России. Какого прогресса достигла организация за этот период?

— Становление нашей федерации началось с вашей газеты, за это хочу поблагодарить. В октябре 2003 года Хацуо Рояма предложил мне стать представителем международной федерации в России, чем вызвал у меня немалое замешательство: президент есть, федерации нет. Поэтому, вернувшись в Россию, я решил сообщить всему кекусиновскому сообществу о нашем появлении, принципах открытости и стремлении стать полноценной организацией. Первой газетой, разместившей наше обращение, стал именно «Спорт-Экспресс».

За эти семь лет мы прошли большой путь, сегодня представительства нашей федерации существуют в большинстве регионов страны: тут и Тюменская область, и Москва, и Кабардино-Балкария, и Краснодарский край, и многие другие — во всех этих субъектах наш вид единоборства развивается весьма успешно. Мы провели семь взрослых чемпионатов России, два взрослых чемпионата мира, четыре чемпионата Европы, а также шесть детско-юношеских первенств России. На Варшавском шоссе построен крупнейший в Европе Московский центр боевых искусств. Жаль, конечно, что пока мы не можем претендовать на финансирование со стороны государства, хотя на международных соревнованиях показываем весьма высокие результаты.

— Вы успешный бизнесмен, к тому же заняты в самых разных сферах деятельности. Как много времени способны уделять делам федерации?

— На начальном этапе отдавал ей больше пятидесяти процентов времени. По сути, занимался не бизнесом, а построением спортивной организации. Сейчас она прочно стоит на ногах, стратегия выстроена, в исполнительной дирекции работают талантливые люди, и потому мое ежедневное присутствие там не требуется. В настоящее время развитию международной организации уделяю существенно больше времени, чем развитию российской.

— В 2009-м вы сдали на черный пояс. Насколько это психологически важно и физически сложно?

— Я родился на Алтае в 1965 году. О каратэ мы в свое время имели весьма отдаленное представление. Занимался плаванием, причем добился довольно высоких результатов. Каратэ, кстати, в ту пору было запрещено и уголовно наказуемо, поэтому попасть в абсолютно закрытый для посторонних таинственный Мир Каратэ было невозможно.

Но мне повезло. На территории нашей воинской части ежедневно по вечерам проходили тренировки по рукопашному бою. Так киокушинкай-каратэ защищало себя и своих адептов от Уголовного кодекса. Вот в период прохождения срочной службы офицером в Хабаровске мне и посчастливилось познакомиться с этим удивительным «нереально реальным» стилем каратэ. Тренироваться я начал под руководством Евгения Исакова. Большинство ребят, с кем мы начинали в 1987 году, до сих пор в кекусине. Пояса для меня в то время были не важны, главным считал внутренние ощущения. Потом получил травму, забросил тренировки и сосредоточился только на бизнесе. Однако за двенадцать лет дошел до такого немощного состояния, что не мог самостоятельно завязывать шнурки. Это заставило меня вновь вернуться в каратэ и пройти весь путь заново — с нуля и до черного пояса.

Надо понимать, что для юношей нагрузки при сдаче более жесткие, нежели для сорокалетних. Необходимо знать определенные ката, иметь хорошую физическую подготовку, растяжку. Обязательным является умение вести поединок. К примеру, для сдачи на первый дан нужно провести десять двухминутных боев без перерыва с равными тебе по классу соперниками. Кроме того, в качестве норматива мы ввели обязательную работу на палках. Мастером я себя не называю, но некоторыми секретами владею.

— Хацуо Рояма не считает алкоголь и табак особо пагубными слабостями. А вы?

— Такого мнения придерживался еще основатель стиля Масутацу Ояма. «Бороться с дурными привычками может только слабый человек, сильный же должен уметь жить с ними достойно!» — говорил мастер. А курящий человек должен отдавать себе отчет в том, что однажды бросит либо по убеждениям, либо по инвалидности. Я бросил курить в 2000-м, теперь изредка балуюсь сигарой. Что же до алкоголя, то в малых дозах он может быть даже полезен. В России, правда, любят переусердствовать.

— Навыки каратэ вам когда-нибудь помогали себя защитить?

— Когда занимался в армии, признаться, только и думал: вот бы кто-нибудь попросил закурить. Но никто не подходил. Считаю, если человек уверен в себе, хулиган это почувствует — и не станет соваться.

— Как известно, помимо всего прочего вы еще поддерживаете развитие шахмат в Бурятии. Не могли бы рассказать об этой программе?

— Республика Бурятия всегда славилась своими шахматистами, а мы пришли работать туда всерьез и надолго. Поэтому стали развивать различные социальные проекты. Например, поддерживаем юных бурятских шахматистов, из года в год спонсируем первенство гроссмейстеров в центре российского буддизма.

Дмитрий ОКУНЕВ

Оригинал статьи: http://www.sport-express.ru/newspaper/2011-08-19/7_1/