Технический директор Федерации киокусинкай каратэ Рязанской области рассказал об истинных добродетелях настоящего мастера боевых искусств, трудностях молодых спортсменов на пути Бусидо и о планах Федерации на будущий сезон.
— В древности считалось, что истинной добродетелью настоящего мастера боевых искусств является скромность. Сохранилось ли подобное отношение к личности мастера бусидо в современном обществе?
— В своей жизни мне везло с учителями. Это канчо нашей международной организации Рояма Хацуо, шихан Окадзаки Хирото, шихан Исидзима Масахидэ, шихан Адемир Да Коста, к сожалению ныне покойный сэнсей Виктор Николаев. Все эти люди в той или иной мере являлись и являются ныне некими маяками мастерства, на которые я равняюсь и к которым я в меру своих сил и возможностей пытаюсь идти. Несмотря на определённое отличие в выполнении тех или иных технических элементов все эти люди являются своего рода эталоном, прежде всего высокой духовной силы, культуры и, несмотря на их практические уникальные данные удивительной человеческой скромности. Но, к сожалению, в нашем отечестве настоящих мастеров понимающих, что представляет собой мастерство как таковое, и при этом скромных практически нет. Если человек хоть что-нибудь знает или умеет, он старается всеми возможными силами преувеличить свои умения и знания, при этом ориентируясь, прежде всего на коммерческую составляющую современных единоборств. Учить за деньги духу и технике Бусидо невозможно, также как невозможно за деньги передать такие понятия как честь, достоинство, отвага, преданность и т.д. Но, увы, в современном обществе мы поставлены в определённые рамки и вынуждены играть по тем правилам, которые, мягко говоря, нам могут не нравится.
— Получается, что современные мастера боевых искусств редко обладают скромностью?
— К сожалению это так. Вообще-то настоящих мастеров всегда было не так уж и много, а в наше время их стало ещё меньше. И всё это несмотря на постоянно растущее количество различных школ и направлений боевых искусств. В каждой из них руководители считают своей первоочередной задачей обмотаться чёрными поясами с невообразимым количеством данов и раздувая щёки, и сдвигая брови разглагольствовать о высших материях. При этом ни истинного мастерства, ни реальных знаний у них подчас просто нет.
— На ваш взгляд все должно быть по-другому?
— На мой, я подчёркиваю, только на мой личный взгляд настоящий мастер боевых искусств это человек умеющий не забирать у окружающих, а отдавать, вокруг которого чувствуется спокойствие и уравновешенность. Находясь рядом с таким человеком, ощущаешь некую мощь, непоколебимость и надёжность. Я всегда ассоциировал мастеров бусидо с горами. К тому же от них должна, как бы исходить, доброжелательность и в тоже время требовательность. К такому, может быть идеально-недосягаемому идеалу я и стремлюсь.
— А себя Вы мастером считаете?
— Удивительно скромный вопрос. Конечно же, нет. По сравнению с теми мастерами, у которых я занимался, с которыми общался, мой уровень недостаточно высок. Разумеется, я всегда стремлюсь хотя бы приблизиться к их уровню, но насколько это у меня получается пока говорить рано. Искренне хотелось бы надеяться, что когда-нибудь я немного приближусь к пониманию истинной сути Бусидо.
— Говорят, что чем спортсмен талантливее, тем быстрее и больших высот он достигает. Так ли это?
— За свою практику у меня было достаточной количество талантливых учеников, но чем они были талантливей, тем больше у них было негативных сторон. В частности, талант, к сожалению прямо пропорционален таким не приемлемым для истинных мастеров Бусидо явлений как лень, зазнайство и т.д. Я могу сказать, что чем человек талантливей, тем больше на него оказывается негативного влияния извне. Кроме того, я бы назвал талант – проверкой истинной сущности человека. Его истинных устремлений и желаний. Потому, что говорить можно всё, что угодно, а вот реально добиваться чего-либо под силу лишь единицам. Имея Богом данные задатки многие из них быстро добивались практически всего, чего хотели, но также быстро всё и теряли. У них не хватало воли и трудолюбия, а также целеустремлённости, без которых стать истинным мастером боевых искусств невозможно.
— Но если талантливые ребята не так часто достигают высот мастерства, то откуда берутся те, кто сейчас стоит не только на спортивном, но и на мировом олимпе Бусидо?
— Это, прежде всего те, кто много, очень много, не просто тренируется, а живёт в додзё. Это целеустремлённые и самое главное волевые ребята. Истинные фанаты боевых искусств.
— В рязанской федерации есть такие?
— Такие есть в любой федерации, и наша не исключение. Главное не найти их, а как это не странно звучит, научить ограничивать их фанатизм и стремление к тренировкам особенно в юном возрасте. Если дать им полную волю, то они запросто могут «посадить» своё здоровье и тогда о высотах боевых искусств им придётся забыть.
— В жизни, я думаю, каждого тренера бывали случаи, когда его воспитанник, человек в которого наставник вкладывал душу, просто бросали всё и уходили. Сталкивались ли Вы с подобными ситуациями?
— Разумеется. Я не знаю ни одного действующего педагога-тренера, у которого в профессиональной деятельности не было бы, к сожалению, подобных случаев. И я не исключение. Как я уже говорил, были ребята не просто талантливые, а очень талантливые. Но, увы как говорится: «человек предполагает, а Бог располагает». Причины, по которым они ушли из спорта, были разные, но эти причины были не объективны. Многим не хватало некоей свободы. Ведь спорт это жёсткий режим, трудные, а подчас весьма однообразные тренировки. Это способность бросить всё как говорится «на алтарь победы». На это способны далеко не все, и талант здесь совершенно не при чём. Это одна из причин, по которой людей занимающихся боевыми искусствами в мире миллионы, а истинных мастеров единицы.
— Зачастую приходится слышать, что в таких ситуациях ученик и учитель не сошлись характерами. Как Вы думаете, такое возможно в боевых искусствах?
— Вопрос с одной стороны простой, а с другой достаточно сложный. С точки зрения классического Бусидо это просто невозможно, так как ученик и учитель – это одно единое целое. Ибо только так можно полностью, я подчёркиваю полностью передать знания, а затем учеником эти знания умножатся. Но…в современном, подчас весьма извращённом ложными идеалами и «свободами» мире такие явления как «не сошлись характерами» достаточно часты. Основным мотивом подобного поведения учеников в отношении своих учителей и наставников являются фразы типа: «с ним просто невозможно, он никого не слушает и не обращает внимания на моё мнение» или «он очень тяжёлый человек; его не переспоришь и т.д.». Однако, так говорят в своём большинстве те люди, которые просто не хотят чему-либо учиться. Всем хорошо известно, что истинные мастера боевых искусств в обычной жизни вне додзё были, да и являются людьми весьма сложными и противоречивыми. Великий мастер, создатель Киокусинкай Масутацу Ояма являясь одним из величайших мастеров в мире, в обычной жизни был человеком неоднозначным и достаточно не простым. Марихэй Уэсиба – создатель айкидо и великий мастер бусидо в обычной жизни так же был человеком, с которым подчас трудно было общаться. Это относится и к Дзигоро Кано – создатель дзюдо, и к Ямагути Гогэну – один из величайших мастеров годзю-рю, и ко многим ныне живущим мастерам. Ведь не зря в своей книге Йон Блюминг писал, что каждый настоящий мастер немного «своеобразный человек». И дело здесь не в том, что эти люди плохие или высокомерные. Нет, просто мастера достигшие такого уровня осознания и чувствования природы и истинного духа Бусидо относятся к жизни и к окружающим совсем иначе, чем простые смертные. Подчас у них другие критерии и подходы в оценке кого или чего-либо, вот и всё.
Что касается «не сошлись характерами», то таким ученикам с их самомнением, высокомерием и неспособностью постичь суть боевых искусств не место в мире Бусидо. Их место на улице, в кругу друзей или в обычных спортивных секциях. Ибо человек не способный пожертвовать чем-то, что бы потом получить всё, никогда не станет мастером. Это одна из причин, почему из миллионов занимающихся единоборствами, мастерами становятся единицы. Подавляющее большинство так ничему и не учится. И спустя годы, лёжа дома на диване с бутылочкой пива и смотря, например телеканал «Боец» говорить, что когда-то они подавали большие надежды, но не судьба.
— Что бы Вы хотели сказать тем молодым людям, которые возможно придут заниматься Киокусинкай?
— Наверное, только одно – Чем большего вы хотите добиться, тем большим вы должны будете пожертвовать. Это закон жизни, закон природы. По-другому не бывает.
— Как Вы оцениваете подошедший к концу соревновательный сезон? Что Вас порадовало, а что огорчило?
— Меня, прежде всего, порадовало относительная ровность выступлений наших спортсменов на соревнованиях различного уровня по разным видам восточных единоборств. Многие члены сборной команды федерации значительно подтянули свой технический, физический и что для меня крайне важно психо-эмоциональный уровень. Наша команда практически на всех турнирах занимала призовые места. Хотя, конечно, полностью доволен я быть не могу. Прежде всего, потому, что, к сожалению, ребята ещё не всегда могут контролировать свои эмоции, правильно расставлять акценты при выступлениях. Но думаю, что всё ещё впереди.
— Какие планы на следующий сезон?
— Я не звезда эстрады чтобы говорить о творческих планах, да и вообще загадывать на будущее крайне не благодарное дело. В данный момент могу сказать следующее – наш сезон летом не заканчивается. За летние месяца у нас есть великолепная возможность подтянуть технический и кондиционно-тактический уровень нашей команды. В ближайшее время у нас пройдёт серия семинаров и сборов, совершенно различных по смыслу и нагрузкам. В следующем сезоне количество турниров и их уровень будет значительно выше, а наше участие в них будет полностью зависеть от подготовки команды. Кроме того, ожидается приезд в Рязань мастеров боевых искусств мирового уровня и, разумеется, наши лучшие спортсмены примут участие в проводимых ими учебно-тренировочных сборах и семинарах.