Первый ути-дэси Федерации киокусинкай Рязанской области

Избранный

Ути-дэси в буквальном переводе означает «внутренний ученик». Такой способ обучения можно сравнить разве что со старинной системой ученичества, при которой ученик-подмастерье жил с мастером и его семьей, чтобы обучиться его ремеслу. Современное общество, делающее акцент на индивидуальных правах и массовом обучении, отбивает охоту у людей, воспитанных на ее идеалах, вступать в такого рода отношения. Несмотря на это в Федерации киокусинкай Рязанской области решили восстановить эту древнюю традицию Востока.

Основой восточной педагогической мысли всегда было представление о том, что, только живя с учителем, ученик может освоить искусство за пределами его внешней формы. Раньше, в эпоху, когда будо хранило свои секреты, это было очевидно. Но в наши дни будо может изучать каждый — занятия в додзё, семинары и видео-материалы широко доступны, и возникает обманчивое впечатление, что этим обучение и исчерпывается.

Институт ути-дэси (яп. 内弟子) был распространён в различных сферах жизни японского общества (каратэ, кэндо, сёги, го, киокусинкай и других боевых искусствах) и, отчасти, до сих пор продолжает сохраняться в некоторых из них. Обязанности ути-дэси — кроме прохождения обучения — в разных случаях могли отличаться, но фактически, такой ученик 24 часа в сутки 7 дней в неделю сопровождал своего учителя и выполнял функции личного слуги. Сэнсэй же, помимо обучения, в большинстве случаев также обеспечивал своего ути-дэси питанием и одеждой. Но сейчас ути-дэси могут называть даже ученика, который не живёт в самом доме учителя или в додзё, но выполняет обязанности ути-дэси в полном объёме (чтобы отличить его от ученика, который просто посещает занятия по расписанию.) Масутацу Ояма и другие мастера киокушин, считали обучение в качестве ути-дэси лучшим способом подготовки для человека, занимающегося будо, необходимым этапом сюгё (яп. 修行), поскольку, в дополнение к большим физическим нагрузкам, от ути-дэси требовалось постоянно быть начеку и предугадывать намерения своего сэнсэя, что также развивало внимание и реакцию.

— Кто настроен серьезно и стремится выйти за пределы среднего уровня, предоставляемого большинством школ, нуждаются в другом измерении, даже если они посещают додзё каждый день. В таком случае путь ути-дэси становится для них тем самым способом выйти в своем развитии за границы, существующие у большинства занимающихся, — считает технический директор Федерации киокусинкай Рязанской области Сергей Петрыгин (4 дан).

По его мнению, став ути-дэси у учителя, можно научиться черпать энергию изнутри, а не полагаться на уловки для сохранения мотивации:

— Это самое важное качество, которое должен обрести ути-дэси. Оно вам будет нужно в любом возрасте, чтобы постоянно совершенствоваться посредством обучения и тренировок, — подчеркивает Петрыгин.

Как руководителя Рязанской федерации, наставника и учителя всех рязанских киокушиновцев именно Сергея Петрыгина судьба выбрала в качестве сэнсэя для первого рязанского ути-дэси. Сергей Борисович не скрывает, что ответственность и огромный груз обязанностей в этой сложной системе воспитания Востока ложится на плечи не только ученика, но и учителя. Поэтому ему пришлось очень серьезно подойти к вопросу выбора своего первого ути-дэси. В Рязанской Федерации много успешных спортсменов и преданных каратэка, которые заявили о своем желании пойти по пути истинного мастера, но выбор пал всего лишь на одного – им стал Артем Груздов.

Торжественная церемония состоялась 16 февраля 2012 года. В присутствии всех спортсменов и инструкторов Федерации Артем Груздов принял торжественную клятву ути-дэси. Артему сейчас всего 13 лет, он учится в обычной рязанской школе. Несмотря на столь юный возраст за его плечами уже не один год тренировок и бесчисленное количество побед, в том числе и на титульных Всероссийских соревнованиях.

— Одним из наиболее обогащающих преимуществ является то, что я называю «назад к основам». В качестве ути-дэси вы начинаете с нуля. Вы учитесь жить в настоящем и принимать ответственность за свою судьбу, — считает Артем. Да, он еще совсем юн и, возможно, кого-то очень сильно удивит то, с какой глубиной он в таком возрасте рассуждает о выбранной стезе, однако не стоит удивляться – без этого «понимания» он бы никогда не стал бы избранным. По мнению первого рязанского ути-дэси Артема Груздова, с того момента, как он принял клятву внутреннего ученика, каждое событие его повседневной жизни становится возможностью для роста:

— Живя рядом с учителем, вы можете наблюдать, как он строит свою жизнь. Вы видите, как ваш учитель постоянно тренируется и развивается, несмотря на возраст, травмы, болезни и другие трудности – это самый лучший способ постичь внутреннее содержание боевых искусств, — делится мыслями Артем.

Хороший учитель всегда ожидает, что каждый из его учеников будет развиваться своим собственным уникальным путем и выйдет за пределы того, чему он их учил. Кроме того, учитель действует так, чтобы не избаловать своих учеников. Точно также и любящий родитель делает то, что, как он знает, является наилучшим для ребенка независимо от того, что сам ребенок об этом думает. Это достигается не длинными лекциями, а благодаря неожиданным вопросам, коротким комментариям, уклончивым ответам и просьбам на грани возможностей исполняющего. Часто ученик не достигает понимания сразу же, однако, если он сохраняет свой ум открытым и держит в памяти обстоятельства того или иного взаимодействия с учителем, это приводит к вспышкам понимания в будущем, иногда через много лет.

Гибкость сознания ути-дэси постоянно подвергается проверкам, выявляющим ее границы. Ситуация может отягчаться усталостью, недостатком сна и травмами. В этот момент ути-дэси начинает осознавать, что подобная тренировка предоставляет возможность закалить характер (сэйсин танрэн), хоть это и не всегда очевидно в каждый отдельный момент. Она делает ути-деси способным встречать жизненные трудности с терпением, стойкостью и гибкостью, то есть наделяет его именно теми качествами, которые соответствуют истинному духу настоящего мастера боевых искусств Востока.